В столице набирают популярность квест-игры «выход из комнаты». Молодежь проходит одну локацию за другой и устраивает своеобразные соревнования. Меньше чем за год количество комнат выросло в десятки раз: летом открылись первые, а сейчас их порядка 30.

 

Принято считать, что подобные квесты пришли из аналогичных компьютерных игр. Однако по своей сути они больше напоминают соревнования «Форд Бойард». Идея проста - есть какой-то сюжет, локация, команда и час, за который вы должны выбраться из комнаты, открыть все двери и разгадать все задачки. Одними из основателей такого движения в Казани стала супружеская пара Ксения Васис и Артем Крамин.

- Мы поехали в Лондон, прожили там полгода, гуляли, все изучали. Увидели похожие вещи, там есть большой четырехэтажный дом, куда гостей запирают на четыре дня, там 64 комнаты, которые надо пройти, найти себе еду, - рассказывает Артем, создатель квеста «Выйти из комнаты». - Мы упростили это и начали вводить в Казани.

После этого комнаты в нашем городе начали расти как грибы после дождя. Почти за полгода появились более тридцати разных локаций. Коли есть спрос, будет и предложение. Чем же такие квесты притягивают людей, которые готовы штурмовать комнаты каждый день? Эксперты выделяют несколько причин. Во-первых, игры всегда сплачивают людей в команду, во-вторых, это возможность весело и интересно провести время и открыть себя с другой стороны, ну и в третьих - экшн.

- Квест - это такое своеобразное кино, которое вышло за пределы экрана, и вы вдруг осознали себя его главным действующим героем, - объясняет менеджер проекта «Выйти из комнаты» Лилия Сабирова.

Но заиграться в квест сложно, считают организаторы, так как каждый сюжет проходят лишь однажды, повторно идти в одну и ту же комнату просто нет смысла. Зато кочевать из квеста в квест становится уже модным течением, а  создатели поддерживают этот интерес: выпускают специальные значки, браслеты квестоманов.

- Сейчас для этого пришло время. Если бы начали квестами заниматься десять лет назад, то комнаты не получились бы такими впечатляющими, потому что сейчас технологическая база созрела для этого, все эти устройства строятся на программированных микроконтроллерах, которые сейчас стоят недорого, под них легко писать программы. Это позволило делать серьезные спецэффекты когда стены двигаются, потолок опускается, - добавляет руководитель квеста «Выйти из комнаты».

Комнаты любят за их атмосферу, необычный сюжет и интересные спецэффекты. Действительно, ты как будто попадаешь в фильм, но порой жуткий и пугающий. Почти во всех квестах, кроме детских, присутствует какая-то тайна, мистика, есть и особенно пугающие комнаты, куда входить можно только совершеннолетним и с крепкими нервами.

- Мы специализируемся на таких жутковатых квестах. Все ограничения прописаны у нас на сайте и в группе: человек не должен болеть клаустрофобией, должен быть в здравом уме, - делится с корреспондентом sntat.ru представитель компании Iquest. - Но у нас нет каких-то неожиданных моментов, выпрыгивающих кукол или живых экспонатов, все держится на атмосфере и атрибутике. В таком состоянии мозг отключается, а нужно думать, это людям и нравится. Также это хороший способ перебороть свои страхи, себя.

Психологи в чем-то согласны с организаторами и также считают, что кому-то такие развлечения пойдут только на пользу, и ничего плохого в комнатах-страшилках нет. К таким категориям специалисты относят любителей острых ощущений, офисных работников и холериков, которым нужны подобные эмоциональные всплески для разрядки.

- Квесты подходят людям, у которых есть высокая потребность в выбросе адреналина, по состоянию это примерно то же самое, что прыгнуть с парашютом, то есть такая эмоциональная встряска. Такие комнаты вызывают больше эмоций, чем всем известные комнаты страха, так как здесь нужно выполнять еще какие-то действия, разгадывать, включается интеллект, - говорит руководитель отделения социально-правовой защиты  несовершеннолетних центра «Доверие» Наталья Потеева. - Ничто никогда не приобретает такие масштабы популярности, если это людям не надо. Также такого рода испытания подойдут так называемым офисным работникам, которые вынуждены жить в замкнутом круге: дом-работа-дом. Конечно, им нужна встряска, особенно если человек по темпераменту холерик, ему тяжело, он постоянно вынужден наступать себе на горло, держать себя в рамках, но до бесконечности это не может продолжаться.

Но с другой стороны Наталья Потеева советует крайне внимательно относиться к  таким квестам и не переборщить. Например, если человек мнительный, находится в депрессивном состоянии, то не надо усугублять настроение и с кем-то за компанию идти туда, это может дать совершенно обратный эффект. Также в любой нормальной организации вас должны предупредить о предстоящих ужасах.

Огромное значение в таких играх отдается локации. Как правило, сначала находят место, а затем уже под него пишут специально сценарий. Потом начинается процесс подготовки комнаты, здесь активно работают дизайнеры и технологи. Обычно за историей одного квеста стоит команда из десятка креативных молодых людей.

- Создание квестов - это отдельная индустрия. Есть команда сценаристов, очень известная поэтесса Анна Русс пишет для нас сценарии. Ближайший квест, который она откроет, это «Мальчик-который-выжил». Она сама про франшизе открывает свой квест, - рассказывает Лилия Сабурова. - Все наши квесты очень хорошо сделаны, не только с дизайнерской стороны, но и с технической: внезапно может открыться дверь, скатится стена. Это все отдельные люди разрабатывают, над электроникой работает команда.

Открывают такие комнаты чаще всего сами квестоманы, неравнодушные люди, которые однажды попробовали и не смогли остановиться. К тому же, это неплохой способ заработать.

Мы как-то сами прошли квест. Это было похоже на остросюжетный фильм, это как вызов, сможешь пройти, не сможешь, получится, не получится, плюс тайны, истории. В общем, эмоций было масса, море впечатлений, - рассказывает руководитель еще одной квест-комнаты «2X2» Алина Шигалова. - В сентябре задумались открыть свою комнату, в ноябре открыли.

Как рассказал организатор квеста «Выйти из комнаты» Артем Крамин, реализовать подобные проекты, оснастить и сделать на хорошем уровне у нас намного дешевле, чем за границей. Так, они уже открыли комнаты в 12 городах России, начинают осваивать европейское пространство.

- Под каждую комнату нужно разрабатывать электронное устройство, которое контролирует весь процесс. В Европе и Штатах все это очень дорого делать. Ездил сейчас за границу, смотрел, как у них все устроено - на достаточно примитивном уровне, на самом деле. В России эта индустрия сейчас существенно обгоняет европейскую, потому что у нас есть вменяемые недорогие инженеры бутафоры, дизайнеры которые за нормальные деньги готовы делать хороший продукт.

Несмотря на экономическую ситуацию, проекты квест-команты продолжают процветать и увеличиваются в геометрической прогрессии. Однако прогнозы от экономистов на такой вид деятельности не самые радужные.

- Продукты подорожали, все подорожало, люди сейчас будут экономить. На данном этапе я не вижу развитие такого бизнеса. В данном случае актуален бизнес тот, который замещает европейские товары. Откуда они возьмут клиентов? Да, может какая-то часть заинтересованных людей есть, но, тем не менее в лучшем случае продажи останутся на том же уровне. Сейчас не вся молодежь зарабатывает, у студентов из доходов стипендия и подработка, вряд ли в таком случае у них останется время на такие развлечения, - говорит экономист Риналь Шагабутдинов.

Эксперты, опрошенные sntat.ru, считают, что проекты подобные квест-комнатам рассчитаны на короткую перспективу. Назвать их долгосрочными трудно. Впрочем, даже аналитики признают - в нынешней экономической ситуации креатив остается отличной антикризисной мерой.