Спустя несколько дней после того, как Дженерал Моторс объявил о «заморозке» продаж машин на территории России, дилеры в Казани стали отмечать возросший спрос на марки «Опель» и «Шевроле», а эксперты ждут бума на отечественный автопром.

 

Дженерал Моторс «уехал» из России в прошлую пятницу, объяснив свое решение низким уровнем локализации машин. На то, чтобы полностью законсервировать производство и прекратить продажи потребуется примерно 7-8 месяцев. О возвращении обратно представители компании предпочитают пока не говорить. Таким образом, в 2016 году в дилерских центрах GM можно будет найти лишь Cadillac и Шевроле премиум класса: Corvette, Camaro и Tahoe. Дорогие марки Дженерал Моторс с производства снимать не собираются, а наоборот увеличат объемы.

Решение американцев не нашло понимания у российских дилеров, ассоциация которых решила собрать коллективные иски против иностранного производителя. Объединение подготовило письмо Дженерал Моторс и ждет на него ответ. В первую очередь РОАД обеспокоены исполнением гарантийных обязательств перед владельцами Опель и обеспечением их качественным обслуживанием.

- Обращаем внимание на мировой опыт выхода автобрендов с локальных рынков. К примеру, о планах марки Chevrolet по прекращению продаж в Европе с января 2016 года официальные дилеры марки были проинформированы еще в 2012 году. Большинство дилеров Chevrolet и Opel России получили информацию об уходе марок из СМИ, до сих пор официальные документы от автопроизводителя не получены. На наш взгляд, данная ситуация недопустима для цивилизованного рынка, - говорится в обращении РОАД.

Для того чтобы побыстрей распродать автомобили, компания назначила на все модели скидку в 25%. Как рассказала менеджер немецкого автоконцерна Незели Атабекова,  машины продаются уже с пятницы и спрос на них достаточно высок. Мы позвонили в один из казанских автосалонов и поинтересовались, действительно ли машина распродают с существенными скидками.

- Опель Астра хэтчбек автомат с климат-контролем стоит сейчас 809 тысяч, скидка составляет 290 тысяч. Все машины находятся на отгрузке в Москве, вы оформляете договор, оплачиваете и в течение двух недель-месяца автомобиль мы доставляем, - поясняет на том конце трубки менеджер по продажам. - Скидки разные, например, на Мокка составляет 330 тысяч, на Антара порядка 400 тысяч, на какие-то модели доходит и до 800 тысяч.

Как пояснил директор по продажам «КАН-Авто» Александр Рузумов, в принципе скидкой назвать это сложно, так как в декабре цена была увеличена на большую сумму, чем получается сейчас со скидкой. С ним согласен и региональный представитель федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин: «В 2014 году Опель Астра стоил порядка 600 тысяч, а сейчас за 700 тысяч можно приобрести лишь «пустую» машину. Это завышенная цена».

- У Дженерал Моторс в связи с подъемом валюты было несколько подорожаний, цена выросла процентов на 30-35. Это своеобразный откат назад, GM пытается те автомобили, которые стоят в Москве просто распродать, - говорит Александр Рузумов. - Скидки доходят до 800 тысяч рублей, это на модель Опель Инсигния, которая до подорожания стоила миллион, после она стала стоить миллион восемьсот. Какой-то дополнительной выгоды, как мы видим, для клиентов нет.

Как рассказал собеседник, продажи отечественных автомобилей по городу упали на 32%. На некоторые иномарки падение оказалось куда более печальным, вплоть до 85%. В такой ситуации концерны вынуждены сокращать производство, экспорт. Так, ранее о прекращении продаж автомобилей Seat в России заявила компания Фольксваген. Сегодня стало известно, что немецкая марка сократит рабочую неделю до четырех дней и количество своих сотрудников. Также в марте корейская компания SsangYong приостановила экспорт в Россию готовых автомобилей и машинокомплектов, ссылаясь на нестабильность курса рубля.

Такая ситуация по мнению федерации автовладельцев России на руку отечественному АВТОВАЗу, также на передний план могут выйти китайские производители, которые умудряются даже во время кризиса скупать все новые конвейеры и совершенствовать свой модельный ряд.

- Китайцы фактически штампуют все известные модели и выпускают их под своим брендом. Комплектация богаче, а цены ставят ниже, китайцы сейчас будут наступать по всему миру. Предрассудки к китайским автомобилям постепенно уходят, - поясняет Рамиль Хайруллин. - Наш АВТОВАЗ также становится все более качественным. Уже даже иномарочники ожидают выход Весты и Икс Рея. Фактически отечественный автопром заполнит образовавшуюся нишу и завоюет рынок.

Однако в автосалонах пока такой оптимистичный настрой не разделяют. Падение продаж было настолько сильным, что отыграть его быстро не получится даже у отечественных производителей.

- Особого увеличения спроса мы не видим. Мы считали, что февраль у нас был не очень хорошим, рассчитывали, что март - это весенний месяц, покупатели активизируются, на самом деле это не так. Есть прогнозы, что в апреле будет еще хуже. Если GM и уйдет, возможно, в определенных позициях рынок ляжет  на АВТОВАЗ, но в небольшом объеме,  - говорит эксперт sntat.ru.

Вопрос также остается и в высоких кредитных ставках. Весь автомобильный рынок строится на кредитовании, большинство населения новые машины покупает не за наличный расчет. В январе же количество кредитов резко упало. Процесс тормозят и сами банки, число одобрений минимально, они стараются просчитать все риски. Кстати, с апреля возобновится государственная программа льготного автокредитования, по которой ставка не должна будет превышать 15%.