В столичном ДК «Юность» сегодня начнут зачитывать приговор в отношении фигурантов уголовного дела о крушении двухпалубного дизель-электрохода «Булгария», который затонул в Куйбышевском водохранилище. В результате крушения погибли 122 человека. Эта катастрофа речного транспорта стала самой крупной в истории России [ТЕКСТОВАЯ ОНЛАЙН ТРАНСЛЯЦИЯ]

 

На скамье подсудимых 5 человек. В общей сложности гособвинение просит назначить им более 44 лет лишения свободы. Светлане Инякиной, субарендатору судна - 14,5 лет лишения свободы, Владиславу Семенову и Иреку Тимергазееву, сотрудникам Госморречнадзора по 8 лет, Якову Ивашову, эксперту Росречрегистра 7 лет, Рамилю Хаметову 6 лет и 10 месяцев. Последнего прокурор просит арестовать в зале суда (все это время, напомним, он находился под подпиской о не выезде). Причем, если остальным обвиняемым в срок наказания зачтутся те 3 года, что они отсидели в СИЗО, пока шло следствие, то Хаметову придется отсидеть весь назначенный срок в колонии.

 

Кроме этого потерпевшие требуют выплатить компенсацию морального вреда - это более 200 миллионов рублей. И возместить материальный ущерб - деньги, которые были затрачены на адвокатов - 236 тысяч.  

 

Отметим, что ни один из подсудимых в ходе расследования, а после и рассмотрения дела в суде виновным в крушении теплохода себя не признал.

 

«События» ведут текстовую он-лайн трансляцию с заседания. Следите за обновлением на сайте intertat.ru.

 

09:35 К зданию ДК "Юность" стягиваются люди. В основном это пока журналисты. Пострадавшие придут позже, начало заседания в 10.00. Судья Сергей Якунин уже приехал, но подсудимых пока не привезли. Как сообщила пресс-секретарть Московского районного суда Мария Корнилова, конвой заведет подсудимых с так называемого черного хода.

 

 

09:43 На входе в ДК всех посетителей тщательно досматривают, внутрь пускают только по предъявлению паспорта.

 

 

10:05 «Больше года проходило расследование дела. Сложность заключалась в работе с потерпевшими. Это связано, в основном, с их тяжелым психологическим состоянием - они потеряли детей, а некоторое и всю семью. Им памятник можно ставить, что они приходили на следственные действия и старались помочь.Вторая сложность заключалась в изучении документов. Расследованием занималась не только транспортная прокуратура, но и отдел по особо тяжким преступлениям. Мы с этой сферой не работали и нам пришлось с головой окунуться в незнакомые нормативы и документы. Мы изучали опыт катастрофы в Ульяновске, когда теплоход не прошел через мост и ему срезало палубу, а так же крушение баржи Некрасов в 2001 году», - сказал Айдар Галиев, руководитель следственной группы. Следователь отметил, что обвиняемые не шли на контакт со следствием. Если вначале следствия они признали вину, то потом все отказались от своих слов.

 

 

10:15 В зал начали запускать потерпевших и журналистов. Все усаживают на противоположную от подсудимых сторону. К обвиняемым ближе чем на 10 метров не подпускают. Приговор объемный, а в зале лица пожилого возраста и люди страдающие заболеваниями. «Я разрешаю людям, которые почувствуют себя плохо, сесть и слушать приговор сидя», - объявил судья Сергей Якунин. Судья объявил, что если кто-то захочет выйти обратно, то его не пустят – «всякие хождения туда сюда не допустимы».

 

 

10:20 Началось зачтение приговора. Около 15 минут судья зачитывает только фамилии потерпевших. Потерпевшими по этому делу проходят более 100 человек

 

10:30 «Инякина, Хаметов, Тимергазеев, Семенов, Ивашов - каждый совершил преступление, повлекшее по неосторожности затопление теплохода, гибель 122 человек и причинение 78 пассажирам и членам экипажа телесных повреждений», - судья приступил к перечислению эпизодов, по которым обвиняются подсудимые, а также обстоятельства предшествующие катастрофе, начиная с 25 марта, когда Инякина взяла в аренду  дизельэлектроход «Булгария».

 

 

10:36 Судья очень внятно и громко продолжает оглашение приговора. «Инякина достоверно знала, что теплоход не пригоден к плаванию, остальные подсудимые тоже об этом знали, тем не менее изготовили подложные документы о готовности судна», - судья продолжает озвучивать степень вины каждого обвиняемого в этой трагедии. Инякина обратилась к Тимергазееву с просьбой сделать фиктивный акт предлицензионной проверки ее фирмы «Агроречтур».В июне Инякина получила акт от Семенова с заведомо ложными сведениями о готовности "Агроречтур" осуществлять коммерческие перевозки.

 

 

10:43 В составе команды не достовало 6 специалистов по обслуживанию судна, несмотря на это "Булгария" совершила за навигационный сезон 2011 года 7 рейсов. Восьмой рейс стал последним. На протяжении всех рейсов на дизельэлектроходе случались различные поломки, в том числе выходил из строя главный двигатель. График работы команды должен быть трех сменным по 8 часов, но вследствии недоукомплектования, экипаж фактичекски работал в две смены, то есть по 12 часов, что является нарушением трудового законодательства. Члены экипажа матросы и мотористы. Их знания о прорядке работы на водном транспорте не проверялись и не совершенствовались.

 

10:49 Потерпевшие, не смотря на то, что судья разрешил сидеть, продолжают стоять и мужественно заслушивать все обстоятельства, которые привели к гибели их близких людей. Судно могло иметь на борту 120 пассажиров и персонал, всего, не более 156 человек, при этом, 9 июля, на борт сели более 200 человек. Судья перешел к оглашению событий, которые происходили непосредственно накануне катастрофы.

 

 

10:52 Хаметов не учел штормовое предупреждение и вывел дизельэлектроход из Булгар в рейс. При подходе судна к месту затопления наблюдался резкий ветер и волны. Теплоход заходил на левый поворот и в этот момент вода залила через иллюминаторы двигатель, средства электросвязи. Около 12:30 минут в акватории Куйбышевского водохранилища «Булгария» затонула.

 

10:57 Судья начинает подробно зачитывать номера и названия статей, которые нарушили подсудимые.

 

11:03 Судья озвучивает последствия преступлений, совершенных обвиняемыми. Вначале снова перечисляет имена жертв с формулировкой "погибли в следствии механической асфиксии при утоплении в воде", а потом перечисляет тех, кому удалось выжить - они "получили травмы различной степени тяжести".

 

11:20 Спустя час, после начала оглашения приговора, участники процесса в зале начали садиться. Напомню, судья решил сделать исключение в виду объемности дела и разрешил слушать приговор сидя. Сам судья продолжает стоять.

 

11:30 Судья приступил к перечислению нарушений со стороны старшего помощника капатана "Булгарии" Хаметова. Капитан дизельэлектрохода Островский погиб вместе со своим судном. Хаметов по версии следствия во время крушения покинул свой пост и спасался сам, вместо того чтобы организовать спасение пассажиров. Хаметов нес вахту в тот злополучный день, главная его вина в том, что он, зная о штормовом предупреждении, не подготовил судно в выход в рейс в сложных погодных условиях. Не проверил, закрыты ли иллюминаторы, не проверил все запасные технические средства, которые должны дублировать основные в случае поломки.

 

11:40 "Хаметов не принял мер в борьбе за живучесть судна и пассажиров не обеспечил работу экипажа в борьбе за живучесть судна и не проинструктировал пассажиров об их действиях во время шторма и самовольно без разрешения капитана оставил судно", - зачитал судья.

 

11:45 Судья объявил перерыв на 40 минут.

 

11:50 К зданию подъехала скорая, плохо к счастью пока никому не стало, но из-за длительности оглашение приговора не исключено что кому то понадобится помощь медиков.

 

12:00 Потерпевшие обсуждают наказание, которое должны, на их взгляд, понести подсудимые. Для них их вина доказана давно, но какое бы наказание не назначил суд - этого будет мало, настаивают они. Стоит отметить выдержку судьи- за все два часа чтения приговора, он не прервался ни на секунду, ни для того чтобы перевести дух, ни для того чтобы выпить воды.

 

13:07 Судья возобновил чтнение приговора.

 

15:30 Судья объявил перерыв до утра пятницы 4 июля.

 

Читайте также по теме: Все обвиняемые по делу о крушении теплохода «Булгария» признаны виновными

 

Дарья Турцева

фото: Ринат Назметдинов и Анастасия Александрова