Где появятся новые камеры, на какие нарушения они будут «заточены» и что ждать автовладельцам от ЧМ-2015 по водным видам спорта в Казани. Первое большое интервью новый начальник ГИБДД столицы дал порталу sntat.ru.

 

С марта у ГИБДД Казани новый руководитель. Им стал подполковник полиции Игорь Геннадьевич Новиков. Ранее он занимал должность заместителя начальника Госавтоинспекции Казани. Прежний шеф ведомства Рустам Ибрагимов пошел на повышение - теперь он заместитель главы ГИБДД Татарстана. В Госавтоинспекции Новиков уже 22 года, коллеги говорят о нем, как о принципиальном и компетентном сотруднике. Корреспондент портала sntat.ru Дарья Турцева встретились с Игорем Геннадьевичем, чтобы задать самые наболевшие для автолюбителей вопросы.

- Появятся ли новые камеры на дорогах, и на какие нарушения они будут «заточены»?

- Основное на что рассчитаны все наши камеры - это соблюдение скоростного режима. Увеличение количества камер будет. Сейчас мы тестируем систему, которая фиксирует не предоставление преимущества пешеходу. Одна такая камера уже установлена на Бутлерова и Тихомирнова рядом с «кольцом». В Казани сегодня две проблемы - это наезды на пешеходов на пешеходных переходах и когда пешеходы сами нарушают, и второе это - общественный транспорт. За вчерашний день [10 марта] два человека скончалось. Одного на нерегулируемом пешеходном переходе сбили, второй – это наезд трамвая. Есть у нас такое место нехорошее в Казани возле «Парк Хауса», где люди пытаются перебежать дорогу, несмотря на наличие подземного перехода. Вот там пешехода 1962 года рождения сбил трамвай, к сожалению, мужчина скончался. С нового года у нас уже 11 человек погибло в ДТП и 60% - это наезд на пешехода.

- А чаще кто виновник таких ДТП водители или пешеходы, нарушающие правила?

- 60% - это наезд на пешеходном переходе и 40 % - пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте. Те же цифры у нас были и в 2014 году. Есть два момента, по которым нужно работать. Первое - разделение автомобильных и пешеходных потоков. Нужно строить препятствия, которые пешеход не сможет преодолеть, будет вынужден дойти до перехода и сохранить себе жизнь и здоровье. Второе - это разметка. Если разметка наносится краской, то ее хватает на два месяца, на повторное нанесение у исполкома не хватает финансов. В этом году мы потребовали от исполнительной власти, чтобы разметка наносилась термопластиком, как минимум это должны быть пешеходные переходы, двойные сплошные и автобусные полосы. Там разметка должна быть круглогодично.

- Автолюбители недовольны – для общественного транспорта есть выделенные полосы, за выезд на них штрафуют, а автобусы ездят, как хотят и по свой полосе и по чужим на перегонки. За общественным транспортом контроль со стороны ГИБДД ведется?

- Обычно как водитель говорит: «Почему меня наказали, а его не наказали?». Наказывают всех! Если мы на какое-то время остановим автобус, пассажиры начнут возмущаться, поэтому нарушения мы фиксируем на видеокамеру, после приглашаем водителя и проводим разборы, составляем административные материалы. С руководителями АТП у нас ежемесячные комиссии проходят по безопасности дорожного движения, еженедельно встречаемся с механиками. То, что не наказывают - это не правда. Не только водителей, которые нарушили, наказываем, но и должностные лица, которые за это ответственны.

- Впереди начало мотосезона, наверняка снова будут ДТП с участием байкеров. С этой категорией водителей вы как-нибудь работаете?

- Года 3-4 назад вся работа заключалась  в том, чтобы бороться - всех найти, задержать, наказать. Это неправильный подход - наказывать нужно, но нужно и с самими мотоклубами взаимодействовать, чтобы они разъясняли  «своим» порядок использования транспортных средств, что они должны быть легальными, зарегистрированными, что нельзя гонять, скрываться, что их прямоточные глушители, с которыми они летают по дорогам, мешают жителям. Кстати, по этому поводу очень много жалоб летом со стороны горожан. Мы работаем и с основными автоклубами и с самими мотоциклистами. В этом году у нас есть уже первый скутер, которым управлял водитель, не имеющий водительского удостоверения. Напомню, что сейчас наличие водительского удостоверения категории «М» обязательно для управления скутером.

- Велосипедисты более дисциплинированные?

- Казань выиграла грант на развитие велодорожек, проект есть, по нему мы работаем. Сейчас строится набережная, где будут велодорожки. Обратились организаторы «Велоночи», мы им объяснили, каким образом можно двигаться по проезжей части, они просят перекрыть некоторые улицы, но это сложнее - нужно уже Исполкому выносить постановление о закрытие улиц. Мы за то чтобы велодвижение развивалось цивилизованным путем. Сейчас есть проекты застройки новых микрорайонов, например, «Салават Купере», и мы требуем, чтобы там были созданы удобства для всех участников дорожного движения, как пешеходов, велосипедистов, так и автомобилей. Мне часто задают вопрос: «А как же скейтборд?». Я хочу сказать что скейтборт - агрессивный вид спорта и спортом нужно заниматься на закрытых площадках, а не на проезжей части, не на тротуарах и не прыгать через скамейки.

- Впереди чемпионат мира по водным видам спорта, водители помнят, каково было на Универсиаде - и за грязную и за разбитую машину могли права забрать, на каждом перекрестке стоял наряд ДПС, как в этом году будет?

- На разбитых машинах ездить вообще нельзя, это прописано в ПДД. Разбитых машин на проезжей части быть не должно, даже если взять небольшой удар, то сразу идет нарушение коррекции фар и масса других дефектов, которые могут мешать другим участникам дорожного движения и провоцировать ДТП. В этом отношении мы как работали, так и работаем, Универсиада и Чемпионат здесь не причем. Что касается увеличения плотности нарядов, оно будет за счет сотрудников из районов Татарстана. За  две недели до мероприятия приедут дополнительные подразделения, начнут работать. Я обращаюсь ко всем участникам дорожного движения - нужно быть культурными и вежливыми повседневно, а не только в период проведения каких-то мероприятий, где на нас обращают внимание не только жители города, но и всего мира.

- В МВД планируется сокращение, ГИБДД это коснется?

- В МВД сокращение будет однозначно, как это коснётся нас - не могу сказать. Мое мнение, что низовые звенья, которые работают на дороге сокращать уже не куда. Чем меньше работников, тем больше безобразия. Я согласен, что камеры на дорогах мы увеличиваем, что они беспристрастно относятся ко всем участникам дорожного движения, им все равно кто едет за рулем, но есть очень много правонарушений, которые можно выявить только при контакте с водителем. Я вам пример проведу по праздникам [8 марта]: обычно в день задерживается 10-12 нетрезвых водителей. За праздник и мы дошли до цифры 25-30.  К сожалению, было два серьезных ДТП  - одно на улице Боевая в Авиастроительном районе, где компания из трех человек сначала выпили, после чего поехали кататься, выехали на «встречку», два человека погибли. Печальное событие и это нарушение камера не выявит. Второй момент - оказать помощь отрегулировать движение, если светофор сломался или ЧП, в этих ситуациях без сотрудников мы никуда. Мы за то, чтобы не сокращать людей, которые работают «на земле», общаются с водителями, будем сокращать клерков. 

- Года два-три назад говорили, что в Татарстане разработаны камеры, которые выявляют пьяных водителей?

- Есть такие разработки, но они пока не прошли сертификацию и закупить такой прибор мы не можем. Как только он появится, я уверен, что Татарстан будет одним из первых его внедрять. Но цель не в том, чтобы купить прибор, поставить его и всех наказать. Люди должны задуматься. У нас с 1 июня меняется законодательство в сторону увеличения штрафов. Вводится уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и каждый человек должен подумать надо ли ему из-за 100 граммов водки садиться в тюрьму. 

- Сейчас «всплывает» еще одна проблема – плохие дороги. Сколько ДТП происходят по этой причине, и может ли ГИБДД как-то воздействовать на власти, заставить отремонтировать?

- Есть департамент обеспечения дорожного движения России, который ведет тотальный контроль за каждым ДТП, где пострадали люди. Мы по каждому ДТП вносим информацию в базу, где есть фотографии с места происшествия, в том числе дорожных условий. К недостаточным дорожным условиям мы относим не только ямы, но и отсутствие знаков, разметки, ограждений, разделяющих пешеходные и автомобильные потоки, в общем, все что влияет и может спасти жизнь человеку. В среднем по Казани в 35% ДТП  дорожные условия являлись сопутствующим фактором, летом эта цифра чуть меньше. Наше завоевание - на нескольких пешеходных переходах, мы их называем «вылетными» магистралями - это Сибирский тракт, Горьковское шоссе, улицы Болотникова, Фрунзе, на всех этих переходах, которые сейчас нерегулируемые, будут установлены светофоры с вызывным устройством. С одной стороны это безопасность пешеходов, с другой - увеличение пропускной способности, чтобы не было такого как раньше на Булаке возле Центрального стадиона, когда пешеходы идут беспрерывно и их водители должны пропускать, образуя скопление транспорта. К 1 сентября светофоры по требованию должны появиться. Здесь ГИБДД выступает в качестве инициатора, все остальное исполнительная власть должна сделать. Многие путают, мол, ГИБДД должна поставить знаки, нарисовать разметку… Ни у меня, как у начальника, ни у инспекторов нет таких функций. За организацию дорожного движения, обеспечение безопасности ответственна исполнительная власть. За ненадлежащее исполнение мы наказываем непосредственно глав администраций. Администрация Вахитовского и Приволжского районов постоянно судятся, жалуются в прокуратуру на то, что мы их часто наказываем. «Я не должен за каждую яму отвечать», -  говорит мне глава администрации. А я считаю, что должен.

- А как продвигаются судебные процессы по улице Аделя Кутуя, по Химической, где Оргсинтез перекрыл проезд?   

- По Адель Кутуя там давнишний спор, по участку от Даурской до Родины ездить невозможно. Первый суд выиграла ГИБДД, затем ФАРовцы обратились, тоже положительное решение. На сегодня исполнительная власть обратилась в суд для отсрочки выполнения обязательств до июня 2015 года. Посмотрим, как они будут из этого положения выходить. По Химической есть предписание суда демонтировать все ограждения. Действительно на какое-то время Оргсинтез их снимал, потом вновь установил, сейчас материал направлен мировым судьям по поводу неисполнения предписания. Есть еще один участок - это улица Хади Такташ участок от Спартаковской до Салимжанова. Он до июня 2014 года был в аренде у «Сувар Плаза» они его незаконно перекрыли и оборудовали платную парковку. На сегодняшний день шлагбаумы открыты, знаки появятся, будем работать чтобы люди не ставили там машины. То же самое с торговым комплексом XL. Там тоже паркинг, который переделали под автосалоны и магазины, получается, что люди заставляют территорию вокруг автомобилями, а паркинг используется не по назначению. В Ново-Савиновском суде идет процесс по этому поводу, по его примеру мы будем дальше работать, чтобы владельцы не меняли предназначение объектов. Паркинг должен быть паркингом.

- В центре Казани вводятся платные парковки, ГИБДД это хлопот добавит?

- Хлопот это не добавит, исполнительная власть все на себя взяла. Мы будем только предоставлять сведения о владельцах автомобилей, а взыскания накладывает, административные материалы формирует Исполком. У нас все кивают на Европу, как там хорошо. А там никто себе не может позволить приехать в офис и бросить машину на дороге на целый день - это невыгодно. Надо чтобы жители Казани были нацелены на общественный транспорт, для этого его нужно сделать комфортным, доступным, безопасным.

- А что делается для того чтобы общественный транспорт был комфортным и безопасным?

- Сейчас меняется подвижной состав. Внедряется адаптивная система управления дорожным движением, умные светофоры, которые будут распознавать автобусы и давать им зеленый свет. Мне вчера заявление пришло - на перекрестке Тихомирнова и Калинина утром скопление транспорта. Мы посчитали со стороны Танкового кольца въезжает 5000 автомобилей, а пропускная способность одной полосы - это 750 автомобилей в час. Вот посчитайте, сколько должно быть полос, чтобы пропустить все автомобили? Поэтому развитие Казани - это развитие общественного транспорта.

- А как вы относитесь к общественным организациям вроде ФАР, «Стопхам» или приложению «Народный инспектор», они помогают вам работать?

- Насчет «фаровцев» я не против, они должны быть, это дополнительный контроль и за нами. Что касается «Стопхама», то нельзя навести порядок, самому нарушая закон. Мы ввели «Народный инспектор» и автовладельцы пытаются снять, как кто-то нарушает, при этом находясь за рулем и отвлекаясь от управления автомобилем. Таксисты так часто делают, автобусную полосу они любят снимать.

- И кого вы в результате наказываете?

- Мы наказываем и тех и других. За свои действия люди должны отвечать, человек должен на подсознательном уровне понять то, что нарушать нельзя.

- Говорят, что скоро все автомобили «чипируют» и тогда от камер вообще невозможно будет скрыться.

- Да, сейчас эта технология отрабатывается на автобусах, чипы устанавливаются в номер и на лобовое стекло. Это не только  в рамках надзора за дорожным движением, но и в рамках общеполицейских функций. Это поможет разыскивать угнанные автомобили и автомобили, которые скрылись с места ДТП. Технологии идут вперед, начальник Управления ГИБДД Рифкат Минниханов доктор технических наук, ему эти направления нравятся, он их знает и по IT-технологиям продвинуто работает. 

- Что вы пожелаете автолюбителям?

- Взаимоуважения. Иногда видишь картину - водитель, заметив, как пешеход перебегает в неположенном месте, сигналит, ругается. Через сто метров он сам останавливается, выбегает из машины на ходу включает сигнализацию, перебегает дорогу... В течение дня мы меняем свой статус - водитель, пассажир, пешеход. Если мы будет помнить об этом, относится друг к другу с уважением, то добьемся безопасности на дороге. Не надо искать злого парня, который придет и кого-то накажет, нужно исходить из того, что у нас государство законопослушных граждан и закон нужно исполнять. Хорошей дороги вам!