Отрезвление буйных авиапассажиров парой-тройкой увесистых затрещин теперь не считается правонарушением, поскольку способствует безопасности полета. Об этом и о других новых законодательных нормах в сфере обеспечения авиационной безопасности рассказал замруководителя Ространснадзора Владимир Черток - на всероссийской конференции, посвященной этой теме, которая проходила в Международном аэропорту «Казань».

 

20 миллионов штрафов

 

В столицу Татарстана слетелось руководство 30 аэропортов России СНГ, известные производители авиационного оборудования и представители Ространснадзора и Росавиации - чтобы принять участие в заседании Комитета по авиационной безопасности пассажиров авиатранспорта на земле и в небе. Это мероприятие проводится два раза в год - на базе воздушных ворот разных городов, но Международный аэропорт «Казань» принял форум  впервые.

 

- Я думаю, что это очень хорошая площадка для обмена и нашими мнениями и обсуждения ситуации в сфере авиационной безопасности, которая сейчас коренным образом меняется, - сказал Владимир Черток, открывая заседание. - Если раньше законодательство в этой сфере годами не менялось, то сейчас мы видим по нескольку изменений в течение года, начиная с международных и федеральных законов и заканчивая постановлениями правительства. Основная наша цель - защита жизни и здоровья пассажиров, экипажей и всех, кто участвует в перевозочном процессе. Задача архисложная, архиважная и многофункциональная,  требующая особого внимания. Новое законодательство накладывает новые обязательства на всех на нас и ответственность, в том числе уголовную, если, не дай бог, случатся серьезные последствия. 

 

По данным Ространснадзора, ситуация с безопасностью в стране в целом на всех видах транспорта непростая. В прошлом году в пяти регионах отмечено 543 угрозы и 60 прямых актов незаконного вмешательства, то есть в этих случае пострадали люди. Погибло 37 человек, а 95 были тяжело травмированы. Причем, тенденция к возрастанию угроз подобного рода растет по всему миру, и поэтому все международное законодательство в сфере обеспечения безопасности на транспорте меняется в сторону ужесточения ответственности. В том числе в авиации.

 

- Потому что любой нарушитель подвергает опасности не только себя, но и окружающих, - подчеркнул замруководителя Ространснадзора. - Даже простой звонок о якобы заложенной бомбе, предполагает эвакуацию большого количества людей. А если это зима и среди пассажиров - грудные дети и пожилые люди? А задержка рейсов? Нарушение влечет за собой целый клубок проблем для всех. Почему государство и общество должно снисходительно относиться к таким нарушителям? Почему за счет бюджета мы должны возмещать халатность и бездействие каких-то структур и лиц? Санкция должна быть такой, что весь ущерб должен возмещаться ими. В прошлом году более 3 тысяч юридических лиц, в том числе надзорных органов, были привлечены к административной ответственности за нарушения транспортной безопасности. Было наложено более 20 миллиона штрафных санкций.

 

Черток положительно оценил работу в сфере авиационной безопасности в Казани в период проведения Универсиады. В том числе - руководящую роль президента Татарстана Рустама Минниханова, который одновременно является руководителем республиканского Антитеррористического комитета. По словам главы Ространснадзора, Россия в этой области во многих аспектах далеко впереди планеты всей. Например, у нас давно неукоснительно соблюдается правило, что кабина пилотов во время полета должна быть закрыта. А вот в США вплоть до 11 сентября 2001 года такого правило не существовало. Поэтому террористы, которые успешно прошли контроль в аэропорту, потому что не имели с собой никаких запрещенных предметов, спокойно зашли в кабину и использовали в качестве оружия террористического акта сам самолет.  

 

 

Авиадебоширов разрешили бить

 

С 1 января 2015 года в международное законодательство в области обеспечения авиационной безопасности вводится очень важная норма: международной комиссии, надзирающей за безопасностью на воздушном транспорте, уже не потребуется особое приглашение в какой-либо аэропорт, она будет постоянно мониторить ситуацию и приезжать с проверкой только туда, где обнаружит потенциальные или реальные риски. Причем, до тех пор, пока они не будут устранены. Российские специалисты авиационной безопасности уже прошли обучение на семинаре  Международной организации гражданской авиации, ИКАО  (от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization). Она учреждена ООН, чтобы устанавливать международные нормы гражданской авиации и координировать ее развитие с целью повышения безопасности и эффективности. Так вот по итогам этого обучения  Россия получила 79 международных сертификатов за подписью генерального секретаря ИКАО. Такого количества специалистов такого уровня теперь нет ни в одном государстве мира. Главное, чтобы теперь количество переросло в качество.

 

Другая, не менее важная новелла международного законодательства в области безопасности полетов, касается авиапассажиров, которые, снимая предполетный стресс, напиваются до зеленых чертей в зоне «дьюти фри», а потом устраивают дебоши на борту самолета. Раньше, если такой нарушитель находится на борту иностранного воздушного судна, да еще приземлился в заграничном аэропорту, то наказать его практически невозможно, так как в разных странах - разные законы. А чтобы судить авиахулигана по всей строгости уголовного кодекса России, нужно сначала добиться его экстрадиции. Теперь же к «воздушному хулигану» обязаны применить санкции и государство - эксплуатант самолета, и государство посадки. Так что мало ему не покажется!

 

 

Кроме того, внесены изменения в полномочия экипажа и даже пассажиров, которые находятся на одном борту с авиахулиганом. По словам Владимира Чертока, они освобождаются от ответственности «по принятию мер в отношении пассажира, который нарушает требования безопасности полета». Другими словами, если экипаж или кто-то из попутчиков нарушителя будут вынуждены применить физическую силу, «успокаивая» его, то закон им заранее прощает все телесные повреждения, которые получит не в меру разбушевавшийся пассажир.   

 

- Я думаю, что такая законодательная новелла существенно повысит авиационную безопасность,- отметил глава Росттраннадзора. - Потому что если раньше этот буян мог позволить себе все, что угодно, то теперь к нему сразу можно применить соответствующие меры. 

 

А вот о максимальном комфорте авиапассажиров при прохождении досмотра в аэропортах  пока приходится  только мечтать. Ввиду пока еще низкой эффективности технических средств. Бедолагам приходится просвечивать рентгеном багаж и самому проходить через несколько сканеров, а потом еще чуть ли не до гола раздеваться, если прибор засек что-то подозрительное.

 

- Мы должны стремиться к тому, чтобы пассажир мог прийти с чемоданчиком в аэропорт и прямиком направиться в самолет, - говорит Владимир Черток. - А все системы безопасности, установленные в аэропорту, должны успеть его отсканировать. И досматривать его должны, только тогда, когда выявлено что-то подозрительное. Если же никаких проблем нет — зеленый коридор!

 

Любопытные лисицы – нарушители №1

 

Главные воздушные ворота Татарстана пока, увы, не могут предложить клиентам такого идеального сочетания безопасности и комфорта. Но многое в этом направлении уже сделано.

 

- Для того чтобы эту систему обеспечить, нужно время и большие финансы, - считает первый заместитель гендиректора по авиационной безопасности Международного аэропорта «Казань» Михаил Кондратьев, - Если у нас до реконструкции было всего лишь около 50 видеокамер, то сейчас их почти 600. В настоящее время у нас задействована современная система, которая обеспечивает досмотр пассажиров, при которой нет необходимости разуваться и раздеваться. Она была введена к Универсиаде, но работает она пока в тестовом режиме, потому что находится на федеральном балансе, и нам пока окончательно не передана.

 

Такой сканер совершенно безопасен для здоровья человека, но у него есть один маленький  недостаток: на монитор он выводит фотопортрет пассажира в стиле «ню». И хотя картинка, достаточно «размыта», чтобы не «тянуть» на эротическую, многие особо стеснительные пассажира предпочитают все же старый-добрый досмотр портативным металлоискателем, и соглашаются снять верхнюю одежду и обувь.

 

- А все, что находится в терминалах, приобретено вскладчину: на республиканские деньги и деньги аэропорта, - отметил Кондратьев. -  Самый дешевый энтероскоп, который досматривает багаж, стоит 2 миллиона рублей. И если до реконструкции у нас было не больше 10 досмотровых аппаратов, то сейчас их 47.

 

Такой аппарат, в отличие от «раздевающего» сканера, видит не только то, что снаружи, но и то, что внутри чемоданов и сумок. И даже различает вещество, из которого сделаны вещи. Он выдает на монитор разноцветную картинку: органика раскрашена в желто-оранжевый цвет, металл - в синий, а вещества растительного происхождения - в зеленый. Впрочем, чтобы специалисты службы досмотра убедились, что зеленый пакет в чемодане с чаем, а не с коноплей, пассажиру приходится предъявлять багаж для ручного досмотра. А документы, например, светятся желто-оранжевым.  

 

 

От внешних угроз МАК и его клиентов защищает так называемый периметр, который тоже был построен в прошлом году. Это сетчатое ограждение, оснащенное видеокамерами с приборами ночного видения, и чувствительными датчиками движения. Причем, как только поступает сигнал о возможном нарушении «границы», на монитор подается портрет нарушителя крупным планом. Правда, до сих пор это были портреты не в меру любопытных лисиц, которые пытались «рассмотреть», нет ли на взлетном поле достойной добычи. Либо - зайцев, привлеченных сочной травкой на газоне с той стороны периметра. 

 

 

Если же будет получена информация о реальной угрозе вторжения нарушителя, то на въезде в аэропорт срабатывает система «антитаран» - ворота закрываются двойным железным занавесом, а на внешней стороне дорожного полотна вырастает стальное антитаранное ограждение. Но, к счастью, испытывать в деле это средство сотрудникам службы безопасности еще не приходилось.

 

Елена Мельник

фото: Ринат Назметдинов