Разговоры о тяжелых временах для рекламщиков на поверку оказались не более, чем истерикой отдельных представителей этой сферы. «События» выяснили, как на самом деле обстоят дела в рекламном бизнесе.

 

Судя по данным общероссийской системы on-line бронирования, в Казани около 2200 рекламных щитов, при этом на конец февраля почти 700 из них свободны. Средняя же цена на аренду рекламных конструкций в пределах 28 тысяч рублей. По прогнозам, в ближайшие два месяца стоимость будет только возрастать: в марте составит 29605 рублей, и дальше будет повышаться на тысячу рублей. Правда, специалисты дают прогноз только до мая.

К тому же работу операторов рынка наружной рекламы может осложнить технический регламент по ее размещению.

- Обсуждение документа проходило в начале февраля. Документ приняли в прошлом году, но свою работу он начал не так давно, по нему теперь идет разделение на наружную рекламу и вывески. Если в первом случае всеми вопросами занимается управление по рекламе, то во втором - управление архитектуры и градостроительства, - рассказывает заместитель председателя правления ТПП Татарстана Артур Николаев.

Например, согласно регламенту, на крышу зданий старше 59 года нельзя устанавливать вывески. Если их размещают на более молодых домах, то по высоте они не должны превышать первый этаж. Срок действия у многих ранее выданных паспортов на рекламные конструкции подходит к концу и вывески нужно демонтировать, хотя сами установки могут стоить очень дорого. Штраф за размещенную вывеску с истекшим паспортом могут выносить технические комиссии, сумма наказания немаленькая и составляет от 200 до 500 тысяч рублей. По словам Артура Николаева, предприниматели могут понести из-за этого убытки, что в условиях кризиса совершенно некстати. Кроме того, нужны и специальные разрешения, в противном случае установки демонтируют, что обойдется предпринимателю в 100 тысяч рублей. Получается, снова дополнительные расходы.

В 2015 году это коснется практически всего рекламного бизнеса, 60-70% рекламных вывесок не соответствуют требованиям, - высказывает опасения зампредседателя правления ТПП Татарстана.

По его мнению, когда принимали документ, были совсем другие экономические условия, никто не мог предугадать, в каких реалиях мы окажемся сейчас. Теперь регламент совершенно по-другому скажется на прибыльности операторов. Это жесткие условия, в которых логично ожидать ухудшения. К тому же нельзя сказать, что бизнес-сообщество не принимало участия в обсуждении этого проекта, просто оно проходило недостаточно активно.

В свою очередь в казанском филиале российского оператора наружной рекламы «Russ Outdoor» заявили, что никаких особых изменений они на себе пока не испытали, «ждали принятия нового федерального регламента 15 февраля, но пока этого не произошло».

Чтобы преодолеть непростые экономические времена, в Казани создали антикризисный штаб. Символично, что первая встреча в рамках его работы прошла с операторами, которые работают на рынке наружной рекламы. По заверениям самих участников, реклама - именно то направление, на котором в первую очередь начинают экономить предприниматели, а с учетом нынешней ситуации приходится значительно урезать статьи на многие расходы. Представители столичных компаний высказывали свои опасения по поводу сокращения рекламных площадей, снижения спроса со стороны заказчиков и попросили поддержки у муниципалитета.

Несмотря на, казалось бы, не самый обнадеживающий прогноз, далеко не все компании разделяют пессимистичные настроения. К тому же рекламный рынок не ограничивается только продукцией для наружного размещения. В этих секторах производители отрицают возможные затруднения.

- Времена сейчас прекрасные, только лентяй будет говорить, что наступил кризис, из-за которого он терпит убытки, - рассказывает учредитель рекламного предприятия «Арт-студия» Ирина Дмитриева. - На какие-то виды продукции действительно снизился спрос, в других областях наоборот стали больше заказывать. Например, сейчас хуже продается выставочное оборудование, а вот производство вывесок определенно пошло в гору.

По словам руководителя, это легко объяснить: многие предприниматели сейчас переезжают с одних площадей на другие, и им приходится менять свои опознавательные знаки. Ирина уверена, что тот, кто хорошо работает, чувствует себя на рынке также как и раньше, никакие кризисные времена на этом не сказались. Из направлений, где также отмечается снижение потребительского спроса, учредитель отмечает розничное производство сувенирной продукции.

- Если еще в прошлом году на 23 февраля было очень много заказов от компаний на производство календарей, блокнотов, ручек и прочей сувенирной продукции, то в этом году количество клиентов с такими обращениями стало в разы меньше. В тоже время о падении наружной рекламы говорить не приходится, - отмечает Ирина Дмитриева.

Директор рекламно-производственной компании «Золотой лев» Александр Юрьевич в свою очередь говорит, что при том же количестве клиентов сократилась выручка организации.

- Численность заказчиков не изменилась, но при этом прибыль сократилась, мы стали меньше зарабатывать. Но говорить об особенно сложных временах на рекламном рынке не приходится. Заинтересованность теми или иными направлениями осталась на том же уровне, вот только стали меньше заказывать календарей, но эта тенденция продолжается уже года три, не приходится ее связывать с кризисом. Рекламная продукция по-прежнему продолжает пользоваться спросом, - делится представитель компании.

Эксперты, опрошенные порталом sntat.ru склонны считать, что разговоры о сложной экономической ситуации в какой-то степени преувеличены. Да, есть определенные проблемы, но, как известно, если где-то убыло, то значит, в другом месте прибыло. Бизнес, в том числе и рекламный, уже давно научился работать и подстраиваться под существующие условия.