За три с половиной месяца существования приложение «Народный инспектор» обработало более 4 тысяч заявок, по которым выписано 900 штрафов. Самым «популярным» нарушением стала парковка на тротуаре.

 

Эксперты портала sntat.ru сопоставили первые данные с дорожными реалиями, и пришли к выводу -  приложение пора переименовывать из «народного» в «пешеходного».

8 ноября в Татарстане владельцы айфонов первыми получили возможность напрямую жаловаться на автохамов. Для того, чтобы привлечь нарушителя ПДД к ответственности, достаточно было нажать несколько кнопок на своем смартфоне - и готово! Заявка уже направлена в ГИБДД. Даже адрес вводить не надо: приложение фиксирует ваше местоположение с помощью сервиса геолокаций.

Дальше в работу вступает специальная группа в Госавтоинспекции: она оценивающе просматривает фото или видео, проверяет, виден ли номер нарушителя, место и время, когда все происходило. И уже выносит свое решение - штраф или не штраф.

Спустя пять дней к «армии» пользователей присоединились владельцы смартфонов на операционной системе Android. Так что уже за первую неделю было  направлено 558 заявок в ГИБДД.

Такое число зафиксированных нарушений не могло не привести к жарким общественным дискуссиям: мнения делились от логичных и кратких «Наконец-то!» до язвительных тирад, заканчивающихся словами «Сами машин не имеют! Завидуют».

Сейчас споры поугасли. Корреспондент портала sntat.ru решил поинтересоваться, как поживает «Народный инспектор». В отделе пропаганды управления ГИБДД по Татарстану рассказали, что на 11 февраля благодаря бдительности пользователей приложения недобросовестных автовладельцев удалось наказать 626 раз. Число штрафов могло быть и больше, просто на рассмотрение каждой заявки выделяется 2 месяца.

- На данный момент в работе ГИБДД находится 2007 заявок о правонарушениях. Общее их число составило около 3 с половиной тысяч, - добавляют в отделе пропаганды.

Вместе с тем более 600 заявок о нарушении были отклонены в колл-центрах. Основные причины - это некачественно снятые видео, то есть там не видно либо номерных знаков нарушителей, либо обстоятельств нарушения. А еще, как это ни парадоксально, неверные отклонение заявки оператором колл-центра, то есть «по формальным признакам видео проверку не проходит, хотя факт нарушения очевиден», - пояснили в отделе пропаганды. В ГИБДД отмечают, что сейчас рассматривается вариант создания специальной комиссии, которая будет рассматривать такие случаи.

Еще часть заявок направляется в административно-технические инспекции, которые работают при муниципалитетах. Там рассматривают такие нарушения как припаркованный на тротуаре транспорт. Так что если сложить все заявки, которые обработали и ГИБДД, и муниципальные инспекции, число заявок возрастает до 4310. А количество штрафов уже составляет 910.

- Может быть, приложение развивается и не так стремительно, как в начале. Может быть, пользователей и не прибавляется так много, но, к примеру, год назад и этих людей вообще не было. Никто ничего поделать не мог. И нарушители оставались безнаказанными, - считает Рамиль Хайруллин, представитель федерации автовладельцев России в Татарстане.

По словам Хайруллина, учитывая то, что проект сейчас почти не обсуждается в СМИ, показатель в 4 с лишним тысяч заявок - хороший. К тому же отношение к сервису многих, в частности, его знакомых, кардинально изменилось. А в самом большом выигрыше остались пешеходы.

- Они очень довольны. Не нужно писать никаких жалоб. Что-то там доказывать, объяснять на словах. Снял, отправил — все, - говорит Рамиль Хайруллин.

Однако для водителей приложение пока практической пользы не несет. По мнению «фаровца», старые и добрые регистраторы «инспектору» не удалось заменить, ведь приложение не допускает загрузки видеозаписей с внешних носителей. А, будучи за рулем, снимать видео на смартфон, мягко говоря, не рекомендуется.

- Мы сразу предлагали разработчикам что-то придумать для автомобилистов. Но пока они ничего не приняли, - утверждает Хайруллин.

В какой-то степени слова представителя ФАР в Татарстане подтверждается и статистикой, предоставленной ГИБДД: с огромным, просто колоссальным отрывом в списке самых распространненых заявок лидирует парковка на тротуаре. На данное нарушение жаловались 2995 раз. Еще почти 900 раз казанцы были недовольны парковкой в «зеленой» зоне. Для сравнения, те нарушения, что чаще всего попадают на видеорегистраторы— проезд налево под запрещающий знак и проезд на красный — набрали в сумме 66 заявок.

Корреспондент sntat.ru обратился в министерство информатизации и связи Татарстана, чтобы поинтересоваться - ждать ли автовладельцам перемен в обновленных версиях «Народного инспектора». Юлия Гараева, руководитель пресс-службы ведомства, дала однозначный ответ - нет. По ее словам, «невозможно будет подтвердить и подписать хешем (то есть датой, временем, координатами) видео, снятое на видеорегистратор. К тому же большинство видеорегистраторов на отечественном рынке, во всяком случае, в бюджетном варианте, gps-датчиками не оснащено:

- И еще. Главное - это процессуальный срок два месяца. По видео с регистратора нельзя понять, когда оно было снято. Может - вчера, может - год назад. Это очень критично.

Читайте также по теме: Приложение «Народный инспектор» разделило казанцев на два лагеря