Республика остается лидером по реализации программы импортозамещения в сельхозотрасли. Фермеры быстро нашли общий язык с ритейлерами, которые охотно продают продукты местного производства.

 

Рынок всегда диктует свои условия: магазины ищут надежных и недорогих поставщиков, а фермеры пытаются реализовать свою продукцию по рентабельной цене и не остаться в минусе. Сейчас на прилавках магазинов можно найти продукты из разных регионов нашей страны. И все же, как убедилась корреспондент портала sntat.ru, торговые сети делают ставку на крупных татарстанских производителей, так как это поможет сэкономить на транспортировке, и доставить потребителю наиболее свежий товар.

- Во всех торговых центрах МЕТРО Кэш энд Керри доля товаров местного производства составляет до 90% в зависимости от товарной категории. Мы стремимся сотрудничать с локальными поставщиками и увеличивать их долю, так как это взаимовыгодный процесс. Прежде всего, нас интересует, насколько востребована клиентом продукция данной компании в данном регионе, насколько она узнаваема среди клиентов. Огромное значение имеет наличие высочайших стандартов качества и безопасности на производстве товара, а также своевременная доставка с сохранением качества, - объясняет руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО Кэш энд Керри Россия Оксана Токарева.

В другой крупной сети, представленной в Татарстане, в первую очередь смотрят на цену. Адекватная цена позволяет X5 Retail Group регулярно поставлять на прилавки большой объем местной продукции по приемлемым ценам. В итоге в выгоде остаются все три стороны – поставщик, продавец, покупатель.

- У нас очень много местной продукции. Мы постоянно ведем переговоры: какие-то поставщики входят, другие уходят. Выбираем и по тендерам, у кого качество лучше, цена ниже. По таким категориям, как скоропортящиеся продукты: молочка, хлеб, кондитерские изделия, свежее мясо, доля местных поставщиков 70%, - говорит руководитель по связям с общественностью компании X5 Retail Group Владимир Русанов.

Однако у менее узнаваемых брендов с реализацией в республике все-таки могут возникнуть проблемы, такие производители вынуждены искать рынки в других регионах, где их встречают на ура.

- Сложилось так, что у нас сейчас больше покупает Самарская область, Удмуртия, Пермский край. Мы открыты, пусть приезжают и покупают, но из Татарстана больших заказов нет, иногда в Набережные Челны возим. Я прихожу к выводу, что предложения по мясу свинины в республике больше, чем спроса сейчас, - рассказывает генеральный директор «ТАТМИТ Агро» Виктор Сидорук.

Однако ничего плохого он в этом не видит, это позволяет, и разнообразить ваш с нами выбор продуктов, и обеспечивает рентабельность самих торговых сетей.

- В Татарстан продукты везут все. На прилавках можно встретить товар из Марий Эл, Чувашии, Ульяновской области. Так и торговые сети подстраховываются, если из 15 поставщиков уйдет пара, то ничего страшного не произойдет. А если будет всего два поставщика и что-то с одним случится, сразу половина продукции слетит с полок, - считает собеседник sntat.ru.

Но на этом фоне страдают сами производители. Выбор у торговых сетей огромен, поэтому поставщикам часто приходится идти на уступки и снижать отпускные цены. Например, у ритейлера три поставщика одного продукта и они выбирают по самым низким ценам. Так что порой поставщикам приходится отпускать расценки очень низко и продать товар ниже себестоимости.

- Мы обычно продавали по реальной цене, чтобы рентабельность была хотя бы 10-15%. И у нас всегда были покупатели на местном рынке, продукция всегда свежая: яйцо через день уже находится на прилавке. Зачастую яйца берут и у других производителей, например, из Удмуртии, но надо понимать, что они продукцию за день доставить к нам не смогут, - рассказывает председатель совета директоров ООО «Птицекомплекс Лаишевский» Виктор Пашкеев.

Производители вынуждены искать и открывать новые рынки сбыта своей продукции. Так, уже несколько лет в Казани работает Агропромышленный парк, где создана уникальная система торговли продуктами сельскохозяйственного производства «от фермера к потребителю без посредников», что позволяет покупать продукты по минимальным ценам.

Также, например, такой крупный производитель овощей, как тепличный комбинат «Майский», реализует продукцию по всей Казани. Для этого работает 7 автомагазинов, а к концу зимы их количество возрастет вдвое. В том же агропромпарке «Казань» зеленодольский производитель увеличил объем продаж на 25%.

Тепличный комбинат «Майский» и вовсе снижает цены и пока вынужден работать в минус. Экономические изменения негативно сказываются на эффективности производства тепличных овощей, при том, что на зеленодольском предприятии всегда использовали материалы, оборудование только отечественного производства, но некоторые позиции, такие как семена, комплектующие растворных узлов, ГПУ энергоцентров не имеют отечественных аналогов, в результате чего из-за ослабления курса рубля себестоимость производимой продукции стремительно растет.

- На сегодня рост отпускных цен на основную культуру производства огурец не превышает 5%, более того, в ущерб эффективности нами в феврале снижена цена на томаты более чем на 10 руб/кг., продажи перца идут с убытком, так как цены не покрывают затраты на его производство. В тоже время, на доступности нашей свежей овощной продукции негативно сказывается высокий уровень торговой наценки в супермаркетах, которая на сегодня составляет от 40 до 76% в зависимости от наименования овощей, - поясняет секретарь руководителя ООО ТК «Майский» Раиля Ибрагимова.

Комбинат активно работает и по программе импортозамещения. Так, на данный момент внедряется производство перца по технологии светокультуры, не имеющие аналогов в мире, запланировано выращивание томатов черри и сливовидных, производство которых ранее не велось в зимние месяцы.

Сейчас на фоне экономической нестабильности торговые сети стали манипулировать ценами. Также по кошелькам сельхозпредпринимателей существенно бьют и так называемые ретро-бонусы, плата за оказанные магазином услуги по продвижению товара.

- На самом деле это обычная торговля. И вместо своей 30% накрутки, получается, что они получают до 50% от первоначальной цены. По этой причине мы отказались от «Бахетле», они ищут дешевых поставщиков. Скажем в свое время «Пятерочка» и «Магнит» очень активно пользовались яйцом краснодарских фабрик и сильно их понижали в цене. На сегодня все южные производители на сто процентов обанкротились, также обстоит дело и в некоторых других регионах, - рассказывает Виктор Пашкеев.

Еще один нюанс на который обращают внимание местные фермеры - производственный процесс зависят от курса валют. Корма, техника, витамины, удобрения, - все закупается за евро и доллары. Несмотря на рекордный урожай, дорожает даже пшеница, так как в конце прошлого года ее экспортные цены резко пошли вверх и тем самым подняли и внутренние.

- Основной корм - это пшеница и она тоже растет, если раньше покупали по 4 рубля, то сейчас уже 9-10. Если ее на экспорт можно продать за 230 долларов, то здесь ее продают за 220, - говорит председатель совета директоров Лаишевского птицекомплекса. - Цены на все премиксы, витамины, соевый шрот напрямую зависят от курса, они как были зафиксированы в долларах, так мы их и берем. Цена на яйца соответственно тоже поднялись, сейчас десяток отборных яиц оптом мы продаем по 50 рублей. К этой цена добавляется стоимость коробки и затраты на упаковку. Контейнер для 10 штук стоит 6 рублей, то есть каждое яйцо дорожает еще на 60 копеек.

Однако даже в таких условиях производители сохраняют прошлогодние цены на свои поставки. Это подтверждают многие фермеры и директора комбинатов.

- Пока без проблем работаем,  а вот, что к весенне-полевым работам будет - не знаю, и все же определенные опасения есть. Несмотря на то, что импортной техники у меня почти нет, но цены даже на наши запчасти подскочили на 40-50%. Стоимость на молоко у нас не поднималась с прошлого года, также отпускаем по 23 рубля за литр, - рассказывает директор ООО «Агрофирма Заря» Марат Ахметзянов.

В условиях новых экономических реалий руководство Татарстана оказывает еще большую поддержку местным производителям. Уже подготовлены антикризисные меры, которые должны помочь развитию фермерства и дальнейшему увеличению объема продукции. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Татарстана продолжает субсидирование процентной ставки по кредитам. Так, только в 2014 году выплачено субсидий на сумму 2,6 млрд. рублей.

- Есть также программа 60 на 40: в прошлом году мы произвели модернизацию убойного цеха, купили новое оборудование, сдали документы, сейчас должны получить 40% компенсации.  У нас каждый год прирост в 4-5%, и в этом году планируем процента 3, - поясняет генеральный директор «ТАТМИТ Агро».

Сегодня на прилавки местных магазинов поставляется вся линейка жизненно необходимых продуктов: хлебобулочные изделия, молочная продукция (молоко, кефир, катык, сливочное масло, сметана, творог), пшеничная мука высшего сорта, сахар-песок, охлажденная курица, а также овощи (капуста белокочанная, лук репчатый, морковь, картофель), мясо.

Кроме того, продлена работа сельскохозярмарок. До 1 апреля горожане смогут приобрести продукцию местного производства по приемлемым ценам на рынках.