Работники автопарков столицы Татарстана может, и поддержали бы соратников по цеху, но рисковать работой в кризис большинство не хочет.

 

По некоторыми данным от полутора до 8 тысяч таксистов Москвы не вышли в пятницу 13 на работу в знак протеста против онлайн-сервисов «Яндекс.Такси», Uber и GetTaxi. По мнению водителей, данные компании завышают комиссионные сборы, и, чтобы не остаться в убытке, таксистам приходится работать сверхурочно.

Данные сервисы (или, как их еще называют, агрегаторы) не имеют собственного парка автомобилей, а сотрудничают с крупными службами такси. Пользователь может выбрать понравившийся ему автомобиль по удовлетворяющей его цене. За это онлайн-сервис получает часть средств, так называемые комиссионные, полученных водителем после поездки.

Казалось бы, должны быть довольны все - и водители, которые пустыми не простаивают, и сервисы, которые зарабатывают при минимальных вложениях. Но конфликт есть. Пойти на открытую конфронтацию водителей заставило резкое и, по их мнению, необоснованное завышение комиссионных.

- «Яндекс.Такси» повысил [комиссию] до 9.5%, но конечная стоимость заказа для водителя 18-20% , - рассказал корреспонденту sntat.ru координатор московского забастовочного движения Марат Бедретдинов - Проблема с которой сейчас столкнулось такси в целом, это конкуренция с мобильными приложениями и с диспетчерскими службами. Эти инструменты из помощников превратились во врагов, которые используют не только технические ресурсы, но и человеческие. Водители такси, чтобы заработать, перерабатывают. Это приводит к переутомлению, и люди засыпают за рулем. Такси это автомобиль, источник повышенной опасности, к труду водителя предъявляются жесткие требования по охране труда. Такси это просто палочка выручалочка для многих, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Координатор забастовочного комитета рассказал, что уже началась совместная работа с ФАС по отстаиванию прав таксистов.

Проблема эта, по словам Марата Бедретдинова, актуально не только для столицы, но и для регионов. К примеру, сервис «Яндекс.Такси» кроме Москвы работает еще и Санкт-Петербурге, Воронеже, Красноярске, Вологде и Казани. В столице Татарстана к сервису подключено более 40 крупнейших служб.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Татарстана корреспонденту sntat.ru сообщили, что в данный момент в республике выдано 17 618 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров.

- Для водителей созданы все условия. Достаточно оборудовать машину в соответствии со всеми правилами, и разрешение будет подготовлено в течение трех дней, - объяснила Наиля Клевлеева, пресс-секретарь минтранса республики.

Вместе с тем, министерство в конфликты между таксистами и сервисами заказа «не лезет».

- Мы не вмешиваемся, потому что это отношения рыночные, - объяснили в минтруда.

Чтобы оценить степень конфликта на рынке таксоуслуг Казани, корреспондент sntat.ru решил обратиться напрямую в таксомоторные службы. Так, в «Такси Татарстан» сказали, что о московской забастовке слышали, но ситуацию с казанскими водителями комментировать не собираются. Данные о том, не изменилось ли количество таксистов сегодня утром, выдавать тоже отказались.

Аналогичные ответы были получены еще в трех службах. Вероятно, говорить о внутренних конфликтах публично - там не принято. Водители же, в свою очередь, активно обсуждали забастовку в соцсетях.

Мнения разделились, кто-то считал, что поддержать коллег стоит, кто-то говорил, что это самовредительство. Однако прямых призывов к забастовке замечено не было. Возможно, тому стал причиной следующий факт: Марат Бедретдинов поделился с нами скриншотом, сделанным одним из казанских водителей.

Узнать какая служба такси прислало сотруднику данное сообщение - пока не удалось.

Вместе с тем, нашлись те, кто оказался против забастовки. Наш собеседник, пожелавший остаться неизвестным, считает, что таксисты прекрасно понимают, на что идут.

- Основной работой у меня является сфера дорожного строительства. Зимой работы нет, соответственно, и дохода нет. В моем случае искал себе заработок на зимний период времени, - рассказывает собеседник sntat.ru. - Так вот, я решил попробовать «покататься», узнать, что к чему. Сделал для себя вывод: чтобы удовлетворить свои запросы, придется плотно работать в среднем по 10-12 часов в день. Так или иначе, решил ближе к зиме попробовать себя в этом бизнесе. Я уже изначально знал и понимал, как и сколько мне придется работать, и знал все условия, которые предоставляют такси, в котором я работаю сегодня.

А идея о забастовке повсеместной нашему собеседнику кажется глупой.

- Если же какой-то человек, которого я даже не знаю, решил без моего согласия о том, что такси сегодня отдыхает, мне глубоко плевать на это, я теряю свои деньги, - выразил он свою резкую позицию.

Так или иначе, но конфликт между водителями и онлайн-сервисами находится лишь на стадии возгорания. Удастся ли его потушить сразу или «огонь конфликта» разрастется до крупных масштабов - покажет время.