Технику беспарашютного десантирования спасателям не раз приходилось применять во время спасательных операций по снятию людей с оторвавшихся льдин, эвакуации из зоны половодья, а также при спасении пострадавших в ДТП.

 

До весенних паводков еще полтора месяца, а подготовка к ним у спасателей Татарстана в самом разгаре. В четверг 12 февраля под Казанью поисково-спасательный отряд МЧС отрабатывал беспарашютное десантирование с вертолета Ми-8.

- Где могут пригодиться подобные навыки? – пытаемся разузнать подробности у спасателей.

- Например, в подтопленном доме оказался больной человек не ходячий и его надо эвакуировать. На лодке к месту пробраться сложно, а с вертолета можно спустить спасателей, они человека закрепят на носилках и поднимут на борт, - объясняет смысл работы десантника-спасателя начальник казанского поисково-спасательного отряда Игорь Кацюруба. - Или допустим просто какая-то отдаленная местность и нужно забросить десантников с медицинским оборудованием, провизией.

Пока мы общались с начальником поисково-спасательного отряда, сзади в небе уже появляется серый советский вертолет, за минуту он долетает до площадки около нас и замирает в воздухе на высоте 40 метров от земли. Начинается спуск первой партии спасателей. Сначала скидывается трос на землю, первым по нему спускается принимающий. Десантник поворачивается спиной, упирается в обрез двери и начинает потихоньку опускаться, затем отталкивается немного ногами и плавно скользит по тросу.

- Самый опасный участок находится где-то на середине, там спасатель может попасть в вихрь и закрутится, поэтому нужно производить спуск на достаточно большой скорости без заминок, - сквозь шум вертолетных двигателей продолжает рассказ Игорь Кацюруба.

После того, как десантник почувствовал твердую почву под ногами, его главная задача - быстрее отцепиться от троса и уйти в сторону. Для этого у каждого должен быть нож-саморез, чтобы в крайнем случае перерезать веревку. А также нужно передать сигнал наверх отправляющему о том, что путь свободен. Поэтому все десантники друг за другом после приземления раскидывали руки и ноги в сторону. Со стороны это смотрелось так, будто спасатели рады спуску и сейчас вот-вот обнимутся.

Спуск первой группы прошел быстро и без заминок. Затем вертолет опустился немного ниже и на нас, стоящих внизу, подула снежная пурга. Остальные пять десантников также произвели спуск профессионально и без происшествий.

- Прыжки различаются и по высоте и по месту десантирования: простые прыжки на поле или сложные на ограниченные площадки, есть на мерзлый грунт, на воду или на движущиеся предметы. У нас сейчас на ограниченную территорию, нам обозначили точку и мы должны туда приземлиться – пересказывает задачу спасатель Рустем Нургалиев.

По мнению команды, это и есть самое сложное в спуске, проконтролировать место, куда конкретно приземлишься. В воздухе они могут только повлиять на скорость - затормозить с помощью спускового устройства. В основном же корректирует курс приземления сам борт вертолета, для этого отправляющий имеет связь с летчиком и передает ему нужные указания.

Несмотря на то, что спасатель профессия по большей части мужская, среди казанского отряда есть совсем молоденькая девушка. 20-летняя Мария Ерошенкова с детства мечтала служить в МЧС, отучилась в Ульяновской области и теперь работает спасателем-общественником в отряде.

- Училась на психолога, на 1 курсе писала курсовую о психологическом стрессе в работе спасателя, познакомилась с сотрудниками МЧС и так к ним и попала. На первых своих сборах увидела, как они десантируются и решила, что тоже так хочу, - рассказывает бодрая Мария сразу после спуска.

В общей сложности за несколько часов тренировки спасатели совершили более десяти спусков. Также спасатели отработали подъём на лебедке, который используют в том случае, если им придется эвакуировать с места происшествия пострадавших.