«События» выяснили, с чем обращаются в первую очередь и что делают с чиновниками, которые не хотят работать.

 

«Народный контроль» - самый простой способ достучаться до властей. Многие татарстанцы давно поняли: если не вывозят мусор возле дома, проще оставить заявку на портале, чем обрывать телефоны коммунальных служб.

Сервис с каждым годом набирает популярность. В прошлом году на сайте uslugi.tatar.ru/open-gov оставили 21 тысячу жалоб. Это вопросы благоустройства, ремонта и строительства дорог, отсутствия уличного света в поселениях. В последнее время много заявок поступает по доступной среде, вернее, по недоступной. К примеру, пандусы во многих местах хоть и сделали, но кто такими пользоваться сможет? Каждое обращение просматривают и отправляют на выполнение ответственному министерству или ведомству.

В прошлом году по 69 процентам жалоб (почти 15 тысяч) проблема была устранена, 23 процента оставили на потом, 6 процентов получили мотивированный отказ, 2 процента находятся в работе.

- Есть обращения, например, сделать велодорожки. Да, это было бы здорово, но с учетом финансовых возможностей это обращение будет в статусе «мотивированный отказ», - объясняет работу модератор портала «Народный контроль», уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская.

Бывает, в министерствах «халявят» и в выполнении заявки могут отказать просто потому, что работать с ней не захотели. А иногда выполняют, но некачественно. Именно поэтому проект курирует Сария Сабурская - она с помощницей следит за всеми обращениями.

- Мы рассматриваем все заявки, особенно с мотивированными отказами. Каждую неделю 50 - 60 заявок мы вновь возвращаем в работу как необоснованно непринятые. Буквально в субботу собирались по вопросам работы поликлиник и больниц в муниципальных образованиях. Такое случается не потому, что они не хотят работать, а потому, что некачественное порой исполнение или формальный подход, - говорит Сария Сабурская.

Чтобы таких случаев стало меньше, пользователей будут учить работать с заявками - какие нужно выполнять, а какие получат статус отказа. Плюс этого сервиса в том, что все обращения видят остальные пользователи. Скажем, оставил человек жалобу, что во дворе не вывозят снег, и за ее выполнением могут следить остальные. Исключения составляют так называемые закрытые вопросы - просьбы, которые касаются темы экстремизма.

В этом году сервис планируют расширять. Сейчас на «Народном контроле» выкладывают жалобы по 28 направлениям. Теперь к ним прибавится «строчка» по выплате зарплат: для тех, кто хочет пожаловаться на задержку денег или выдачу средств «в конверте».

Кроме этого, обратиться к властям можно будет при нарушении охраны труда и создании незаконных карьеров. Еще одно направление - это коррупция, но оно будет также в закрытом формате.

Тем временем 

Сервис по оплате ЖКХ на портале госуслуг Татарстана самый популярный

В прошлом году жителям республики оказали более 32 миллионов электронных услуг - это на 21 процент больше, чем годом ранее.

Самый стремительный рост цифр наблюдают при оплате коммунальных услуг. За прошлый год число людей, которые начали платить за услуги ЖКХ электронно увеличилось вдвое, благодаря чему сумма платежей в этой сфере превысила миллиард рублей.

- Видим, что услуга действительно востребована и теперь она стала еще более удобной, так как население может сэкономить на отмене комиссии несколько десятков миллионов рублей. Прорывным решением президента Татарстана Рустама Минниханова стало обнуление с февраля комиссии для оплаты услуг через портал и мобильное приложение. Сейчас так работает один банк, но предлагаю другим финансовым учреждениям тоже подключиться и работать на таких условиях, - сказал заместить премьер-министра, министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов.

Стоит отметить, что общий объем оплаченных электронных платежей составил более 3 млрд. рублей.