Портал sntat.ru выяснил, что делать клиенту магазина, если его обвиняют в краже.

 

У всех на устах случай в Кронштадте, когда кассир супермаркета «убила» 81-летнюю пенсионерку за три пачки масла. Портал sntat.ru решил разобраться в правах потребителя и узнать, что на самом деле является кражей и как вести себя, если вас пытаются обвинить в воровстве.

Деньги решают все

Первое на что надо ориентироваться - на стоимость. Если вы вынесли товар на сумму более 1000 рублей - это кража, если меньше тысячи - то мелкое хищение.

За кражу полагается уголовная ответственность, за хищение административная. И в том и другом случае охрана магазина вправе вызвать полицию. 

Мелкое хищение (менее 1000 рублей) влечет наложение  штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Кража (более 1000 рублей) наказывается штрафом до 80 тысяч рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом до 4 месяцев, либо лишением свободы до 2 лет.

Надо помнить, что какое именно наказание будет - решает не следователь в полицейском участке. Вину «вора» нужно будет доказать в суде. Как правило, кражи в супермаркетах до суда не доходят. Магазины готовы «примириться» с похитителем за возмещение трехкратной стоимости товара. Могут, правда, пойти на принцип, если за воровством вас застукали не впервые.

- Ключевой момент в том, что украденным товар считается только после того, как его вынесли за линию касс. Если товар не «пересек» кассу, то это еще собственность магазина. То есть если в тележке завалялся продукт, который вы не заметили, а кассир обвиняет вас в краже, то кассир не прав, поскольку линию касс вы еще не проехали. Вы можете расплатиться за него, а можете оставить в магазине, а вот если вы с неоплаченным товаром пересекли линию касс, то за это уже наступает уголовная или административная ответственность в зависимости от суммы товара, - объясняет Айдар Шакиров, юрист «Союза потребителей Татарстана».

Охрана! Сюда!

Допустим, сотрудник службы безопасности, заметил, что покупатель что-то спрятал в карман или сумку, либо пронес товар через кассу, не заплатив. Что имеет права делать охранник, а что не имеет - четко прописано в Федеральном законе «О частной детективной и охранной деятельности» в рамках которого и работают  ЧОПовцы в супермаркетах.

- Обычно охранник работает во вне кассовой зоны, а если покупатель положил товар в карман или в сумку в торговом зале, то это еще не кража. Может быть, он на кассе вытащит все и заплатит? А вот если покупатель уже прошел кассу, и что-то зазвенело, или охранник заметил неоплаченный товар, то он обязан очень вежливо и культурно предложить человеку вернуться на кассу и расплатиться.

Никому не надо выкручивать руки и никого не нужно обвинять в краже. Может быть, человек, действительно просто забыл, задумался. Тем более, если это пожилой человек. Если покупатель отрицает наличие неоплаченного товара, нужно опять-таки вежливо и не повышая голоса, попросить показать, что у него лежит в сумке или карманах. Никто не имеет права никого хватать, вырывать и выворачивать сумку - человек должен сделать это добровольно. И только если он отказывается, можно пригласить либо старшего по залу, либо представителя администрации магазина. Кроме того, категорически запрещается устраивать «разбор полетов» на публике. Это может вызвать ненужные эмоции и спровоцировать конфликт. Сотрудник охраны должен предложить покупателю пройти в специально отведенную для этого комнату разбора, и там, в спокойной обстановке, объяснить все последствия совершенного. А что делать дальше, вызывать полицию или нет, решает представитель администрации магазина. Ведь в любом случае заявление о привлечении к ответственности «несуна» принимают только от должностного лица. Охранник в данной ситуации - только свидетель. Конечно, бывают случаи, когда «несун» буйный и агрессивный, либо находится в неадекватном состоянии. Тогда сотрудник охраны должен немедленно вызывать полицию или подмогу, а уж потом администрацию, - объяснили sntat.ru в частном охранном предприятии, которое сотрудничает с крупным супермаркетом Казани.

Можно ли пробовать еду в супермаркете?

Считается ли украденным то, что за линию касс вы уносите в своем желудке? Ну, с каждым бывает - придешь в магазин голодный, тут огурчики соленые аппетитно пахнут - грех не попробовать, тут орешки с конфетками лежат - тоже можно похрустеть. Ну, должен же я в конце концов продегустировать то, что собираюсь купить? По закону товар - это собственность магазина и если вы эту собственность уничтожили (съели), то должны заплатить. Правда, супермаркеты на то и супермаркеты, что тут можно без разрешения продавца все пощупать и попробовать. По информации представителя одной из крупных федеральных торговых сетей в цене на товар уже заложено как минимум 2% на «попробовать» и «украсть», поэтому там  лояльно относятся к «дегустаторам».   

«Если вы разбили вазу, не отчаивайтесь сразу...»

Доставая банку помидор с верхней полки, вы случайно уронили еще две. Тут же подбегает продавец, который предлагает возместить причиненный ущерб. Платить за случайно разбитый товар вы не обязаны. Все риски «гибели» лежат на собственнике товара, пока вы не вышли за линию касс, собственником является магазин. Но это только в случае, если  «крушению» привели обстоятельства, которые  от покупателя не зависят - например, скользкий пол, или товар расположен неустойчиво, или проходы узкие, или горы коробок между стеллажами, которые мешают маневрам.

- Иногда проходы бывают узкие, товар расставлен близко, покупатель наклонился и уронил банку или бутылку, то в этом случае вина лежит на магазине. Другое дело, если покупатель намеренно разбил товар, был нетрезв, затеял драку, тогда администрация магазина вправе потребовать возместить ущерб, - говорит юрист.

Если магазин пытается возложить вину на вас - требуйте составления акта о порче товара, в котором обязательно опишите все обстоятельства, которые к этому привели, измерьте расстояние между стеллажами, заручитесь поддержкой свидетелей и сообщите, что готовы возместить ущерб в суде. Как sntat.ru уточнили представители гипермаркета в суд они идут неохотно, так как санитарные нормы, в том числе расстояние между стеллажами в магазинах часто бывает меньше, чем требует «санпин», а в проверки, которые назначает суд, могут выявить еще кучу нарушений. Штрафы в этом случае обойдутся дороже, чем разбитая покупателем ваза, банка огурцов или бутылка алкоголя. 

Защищай свои права

Как поделилась с sntat.ru директор одного из казанских филиалов крупной торговой сети, судиться с покупателем для продавца - гиблое дело. В 99 случая из 100 суд будет на стороне потребителя. Таков закон - в России он жесток к продавцу и мягок по отношению к потребителю.

- Был случай, когда покупатель обратился в магазин с возвратом дорогой дубленки. Она была рваная, причем не по шву, где можно сослаться на производственный дефект, а на груди механическим путем был просто вырван кусок меха, то есть человек, вероятно, просто зацепился за что-то. Мы в возврате отказали, так как были уверены, что вина в неправильной эксплуатации изделия. Покупатель подал в суд, суд назначил экспертизу, которая показала, что изделие было сшито с нарушениями - припуски на швы были на миллиметр меньше, чем нужно. И хотя очевидно, что причина порчи изделия не в неправильном шве, суд стал на сторону покупателя, нам пришлось вернуть деньги и еще оплатить экспертизу, - жалуется директор.

Главное - не стесняться отстаивать права. Доверчивый и не решительный покупатель - находка для продавца.