Решение о сокращении расходов на СМИ в Татарстане пока не принято, проект нового «дома телевидения» наконец согласовали, а тиражи печатных изданий сократились минимально, несмотря на негативный прогноз.

 

То, что сложная экономическая ситуация отразиться на работе СМИ говорят многие. Пессимистичные прогнозы высказываются повсеместно. Впрочем, в Татарстане – одном из самых насыщенных медиарегионов, пока никаких сокращений – нет. Конечно, ожидается падение рекламных доходов, но и тут эксперты утверждают, что даже в кризис всегда найдутся компании, которые увеличивают прибыль, на них и нужно ориентироваться СМИ. В том числе и об этом говорили в понедельник 9 февраля в Агентстве по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» на итоговой коллегии.

Последние два года в «Татмедиа» были ознаменованы масштабным внедрением интернет-технологий. Вместе с развитием городских и районных СМИ началась работа в социальных сетях. Сегодня до 30% аудитории местный интернет-порталы привлекают именно за счет групп «ВКонтакте», страниц в «Твиттере» и «Фейсбуке».  

- В республике более 3 миллионов интернет-пользователей. Мультимедийная составляющая стала неотъемлемой частью развития медиаполя в республике. Татарстанские СМИ уверенно входят в интернет: от групп в социальных сетях до собственных порталов и приложений для мобильных устройств. Растет количество электронных СМИ, сайтов телерадиокомпаний. Сейчас практически не осталось печатных изданий, у которых нет электронной версии, - подчеркнул  руководитель Агентства Айрат Зарипов.

Вместе с тем «Татмедиа» удалось не допустить резкого падения подписки на бумажные издания, несмотря на неблагоприятную для СМИ тарифную политику «Почты России». Это опровергает утверждением о том, что «интернет - убьет бумагу». Как показывает практика, люди, которые предпочитают газеты, остаются верны этому принципу.

Общий печатный тираж изданий медиахолдинга на первое полугодие 2015 года - 338 тыс. 609 экз. В том числе тираж районных и городских газет - 228 тыс. 760 экз., республиканских газет - 43 тыс. 955 экз., журналов - 65 тыс. 894 экз.

О лояльности читателей к изданиям «Татмедиа» можно судить и по их активному участию в конкурсах для подписчиков. В нынешнюю подписную кампанию их число возросло почти вдвое, расширилась география конкурса - подписные квитанции приходили не только от жителей Татарстана, но и  из других регионов России. Некоторые особенно активные подписчики продолжают выписывать по 7-10 изданий на общую сумму до 5,5 тыс. рублей в полугодие.

Конечно, во время коллегии журналистский корпус не мог обойти стороной тему развития телевидения. Сегодня в Татарстане работают больше трех десятков телекомпаний. Несмотря на то, что законодательная инициатива о запрете рекламы на местных каналах была пересмотрена и вопрос о закрытии районных телекомпаний снят, проблем у них остается еще предостаточно. Главное, что требует первоочередного решения - это создание качественного контента.

- Телевидение - это сложный, высокотехнологичный и очень дорогой процесс. Пропасть между центральными каналами и региональными увеличивается. Час собственного вещания на ТНВ стоит от 10 до 100 тысяч рублей, на центральных - от 100 тысяч долларов. Один выпуск программы «Голос» стоит миллион долларов. Многие каналы сейчас переходят на HD вещание, - рассказал генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век», депутат Госсовета РТ Ильшат Аминов.

Но в данных условиях местные каналы способны качественно делать лишь новостные программы, на другой контент ресурсов пока не хватает. Из такой ситуации Аминов видит выход в создании вертикальной и горизонтально интегрированной структуры телерадиовещания по типу ВГТРК.

Кстати, для ее создания не нужно прилагать сверх усилий. Сегодня в структуру «Татмедиа» входят 20 телекомпаний, которые бы могли начать вещания на подложке телерадиокомпании «Казань», которая в феврале перешла на 24-часовое вещание. Таким образом, Татарстан бы без лишних затрат получил готовую «ВГТРКовскую» модель по развитию телевидения с одним центром управления и единой творческой концепцией.

Также Ильшат Аминов сообщил о том, что, наконец утвержден проект по строительству «дома телевидения», где по задумке должны разместиться работники ТВ-корпуса.

Подводя итоги за 2014 год, заместитель председателя Госсовета Татарстана Римма Ратникова отметила работу генерального директора ОАО «ТАТМЕДИА» Фарита Шагиахметова и его команды. За 12 месяцев удалось достичь впечатляющих результатов. При этом председатель Союза журналистов Татарстана Римма Ратникова поручила филиалам медиахолдинга не останавливаться на достигнутом и внесла ряд конструктивных предложений по улучшению работы редакций. 

Вместе с тем, журналистов призвали активнее освещать темы 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, ЧМ по водным видам спорта, который пройдет в Казани, а также обратить внимание на просветительскую роль СМИ.

- Наступивший год ознаменован важнейшими событиями, как в истории республики, так и в международном масштабе. Это 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 95-летие организации ТАССР и 25-летие новейшей истории республики, год литературы, парков и скверов в Татарстане. Необходимо обеспечить достойное информационное освещение этих знаковых событий, создание запоминающихся теле и радио проектов, выразительных фоторабот и неравнодушных публикаций в городских и федеральных СМИ, - подчеркнул Айрат Зарипов. - Важное событие этого года - это также проведение чемпионата мира по водным видам спорта, ожидаемый охват телеаудитории более 4,5 млрд. человек, а в освещении чемпионата будут участвовать более тысячи журналистов. Также в 2015 году пройдут выборы президента республики и в органы местного самоуправления, здесь роль СМИ особенно важна.

Конечно, не должны представители СМИ освещать и те позитивные изменения, которые происходят в республике. Об этом говорил руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров. Он призвал журналистов не зацикливаться на негативе, но и «максимально оперативно и объективно рассказывать жителям республики о важных общественно-политических, социально-культурных событиях».

Кроме того, Асгат Сафаров напомни о стратегии развития медиаотрасли, которую поручил разработать президента Татарстана Рустам Минниханов. Документ готов, теперь его необходимо в кратчайшие сроки принять и презентовать.

Наша справка

Сегодня в Татарстане зарегистрировано 1043 СМИ, 89 радиоканалов, 73 телеканала, 665 печатных средств массовой информации, 15 информационных агентств, 137 электронных периодических изданий. Ежедневно выходит 150 радиопередач и 90 новостных программ на телевидении.

За 2014 год Агентством «Татмедиа» проведено 140 пресс-конференций и организовано 25 пресс-туров для журналистов, 13 собственных журналистских конкурсов и еще 15 совместно с министерствами.

На 1000 человек в Татарстане приходится 339 изданий, по России всего 152 издания.