Портал sntat.ru выяснил, что брать с клиентов плату за отчет по операциям финансовые учреждения вообще не имеют права. Только вот банки пользуются несовершенством принятого закона и обходят это условие.

 

Не успели мы обрадоваться тому, что теперь на портале Госуcлуг не будут брать комиссии по электронным платежам, как снег на голову, вернее на кошелек свалилась другая неприятность. Банки один за другим повысили стоимость услуги смс-оповещения. Закон сохранения энергии в действии - если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Только в этот раз не где-то, а в собственном кармане.

- Мне пришло смс, мол, ежемесячное списание 49 рублей, звоню в банк уточнить, что за списание? Оказалось, что за смс-оповещение. А всегда было 40 рублей, - жалуется клиентка одного из ведущих банков Татарстана. Не будем делать банку рекламу и назовем его «А».
В такой же ситуации оказались и держатели зарплатных карт в другом крупнейшем банке, назовем его «Т».

- Услугу я подключал, когда она стоила 40 рублей, и тут без предупреждения с меня снимают 50 рублей, - возмущается клиент банка «Т».

Но не столько новая цена за услугу людей возмущает (подумаешь, сейчас много чего дорожает), а то, что банки «А» и «Т» сделали это безо всяких предупреждений. Правда, корреспонденту sntat.ru в банках объяснили, что предупреждали, а кто не увидел, то они (банки) не виноваты.- Еще 30 декабря на сайте банка было уведомление. Нет, не на главной странице в «новостях», а там справа есть вкладка «частным лицам», нажмите на нее, потом нажмите на sms-банк, внизу есть раздел «документы», нажмите туда и скачайте файл «тарифы», - объяснили sntat.ru в банке «А». 

По словам представителя, банк вправе в одностороннем порядке изменять стоимость оказываемых услуг. А если новые тарифы пришлись не по карману, то можно услугу отключить. Только не в системе он-лайн обслуживания или через терминал, как подключали. Процедура отключения гораздо сложнее - надо прийти в банк, отстоять очередь, написать заявление, его рассмотрят и только потом отключат. А то ишь что задумали, этак сейчас каждый решит сэкономить! Найти время, чтобы дойти до банка сможет не каждый, поэтому большинство смирится. Такое финансовым учреждениям только на руку. По информации собственных источников sntat.ru банки России на услуге смс-оповещения зарабатывают около 10 миллиардов рублей ежемесячно.

Между тем, с 1 января 2014 года в соответствии с частью 4 статьи 9 закона «О национальных платежных системах», банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием пластиковой карты путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. При этом банк не может взимать плату с клиента за предоставление информации. Дополнительно, банком могут оказываться клиенту (при его согласии) платные услуги по его информированию о совершении операций с использованием карт. То есть получается смс-ки о расходах и доходах вообще должны присылаться бесплатно?

Корреспонденту портала sntat.ru в пресс-службе Банка России объяснили, что закон не уточняет каким именно способом должно происходить информирование. Это может быть и смс-оповещение, сообщения на электронную почту или обычное письмо. В каждом конкретном случае это должно быть прописано в договоре. Также в законе не уточняется время в течение которого банк обязан проинформировать клиента. Этот пункт тоже должен быть указан в договоре. Поэтому смс-оповещение, несмотря на «обязывающий» закон может остаться платным, а банки, как коммерческие организации могут самостоятельно устанавливать стоимость этой услуги.
Вот и получается, что с юридической точки зрения к татарстанским банкам претензий быть не может. Они умело пользуются недоработками Закона, который приняли депутаты Госдумы. А что до человеческого подхода, о котором сегодня с высоких трибун не говорит разве что ленивый, дела, похоже, никому - нет.