Казанские дилеры ожидаемо фиксируют нулевой покупательский спрос в первые недели нового года и надеются на рост популярности отечественных марок, который должен смягчить падение автобизнеса.

 

Резкое повышение стоимости евро и доллара месяц назад привело к тому, что россияне, в том числе и казанцы, стали массово скупать не только бытовую технику, но и автомобили, желая сохранить, таким образом, накопленные средства. Ажиотаж оказался настолько велик, что автосалоны на один день были вынуждены приостановить работу, а машины стали откладывать, словно дефицитный товар. 

- Сейчас сложилась ситуация, радикально противоположная той, которая была в декабре. Если до этого производители не корректировали свои планы, то сейчас они вынуждены это сделать. Самих автомобилей, как и продаж, будет меньше на 20-30%. Нельзя забывать, что выпуск автомобиля - долгосрочный процесс, на который уходит от 4 до 6 месяцев, поэтому быстро поменять планы не так легко, - приводит аналитику по автомобильному рынку вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко.

Представитель РОАД выразил сомнения по поводу повторения ажиотажного спроса на автомобили. По мнению собеседника sntat.ru, любые движения на рынке, которые могут быть, будут связаны с изменениями национальной валюты, но в таком случае это скажется на всем бизнесе и ему придется закрываться. Впрочем, до столь радикальных мер вряд ли дойдет, считает эксперт.

В автосалонах Казани никакой паники. Январь–февраль традиционно считаются месяцами, когда продажи падают практически до минимальной отметки. Так что выводы о покупательском спросе делать пока рано.

Первые итоги о том, насколько сильно спад в экономике сказался на автомобильном рынке, можно будет делать только в конце марта начале апреля.

- По отношению к декабрю прошлого года ажиотажного спроса на автомобили не наблюдается. Рынок в декабре был максимально разогрет скачками курса евро-доллара, определенный сегмент потребителей приходил в салоны не для того, чтобы купить автомобиль в личное пользование, а чтобы инвестировать и сохранить свои сбережения, - вспоминает Директор по маркетингу автохолдинга «Делфо» Анна Муртазина. - Те клиенты, которые хотели купить автомобиль в декабре, не стали откладывать покупку, опасаясь дальнейшего роста цен.

Представитель казанского автохолдинга поделилась мнением, что автомобильные бренды показывают разную динамику по изменению цен и продажам. Так, к примеру, Лада, которая не привязана к курсу валют, показывает активную динамику. Кроме того, нельзя забывать, что отечественный производитель поддерживается правительством России возобновлением в январе программы утилизации и трейд-ин. А если учесть, что потребитель данного сегмента чувствителен к скидке в 40 000-50 000 рублей, которую дает автопроизводитель, то повышение спроса на эту марку вполне ожидаемо. Кроме того, по-прежнему пользуются популярностью китайские бюджетные автомобили, например, бренд Geely, цены на них выросли незначительно. А вот больше всего стоимость поднялась на бренды «Опель» и «Шевроле», поэтому и спрос на них пока низкий.

Сезонного оживления в автохолдинге «Делфо» ожидают в марте. Что касается прогнозов на текущий год, то он зависит от многих факторов.

- В целом спрос на автомобили в 2015 году будет четко зависеть от экономической и политической ситуации в стране, думаю, что выше, чем в 2014 году, он однозначно не будет. В текущем положении жестких планов на 2015 год у поставщиков нет, - говорит Анна Муртазина.

В похожем положении оказался и автоцентр «Барс Авто». Заместитель генерального директора по развитию Марат Замалутдинов рассказал, что по сравнению с декабрем прошлого года спрос снизился до нуля, происходят только точечные сделки.

На все марки установились новые цены, покупатель пока к ним привыкает, что и объясняет минимальный спрос.

- Диапазон изменения стоимости очень большой, различается в зависимости от автомобильных брендов. Цены меняются постоянно, последнее изменение, например, было в пятницу. Поставщики сами не могут ответить, когда ситуация станет более стабильной, - заявил корреспонденту sntat.ru Марат Замалутдинов.

Председатель совета директоров «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев специально для портала «События»  дал свою оценку последним событиям. По его мнению, негативный сценарий для автомобильного рынка начался еще в конце 2013 года.

- В последнем квартале прошлого года, конечно, главным событием стал рост курса доллара и резкое увеличение спроса на автомобили. В целом 2014 год продолжил тренд, наметившийся в предыдущем, 2013. Определившийся тогда спад продаж усилился из-за санкций, девальвации рубля и последующим повышением цен на автомобили. Большинство автопроизводителей к концу 2014 года подняли цены на свои автомобили. На тот момент рост составил от 10% до 20% в зависимости от бренда. Но было очевидно, что дальнейшее подорожание неизбежно, вслед за курсом валют, - считает Вячеслав Зубарев.

Несмотря на провальные второй и третий кварталы, «ТрансТехСервис» смог завершить год с ростом в 3%. Но о дальнейшем развитии автомобильного рынка сейчас говорить не приходится.

- Январь начался, как и ожидалось, со снижения покупательской активности. Действительно, цены резко выросли на большинство автомобилей. Сейчас  не все морально готовы покупать машины по изменившимся ценам. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новым условиям, - убежден председатель совета директоров «ТТС». - Как показали события «черного вторника» в декабре 2014 года, все может измениться в один день. Поэтому делать долгосрочные прогнозы сейчас - дело неблагодарное. АЕБ прогнозирует в 2015 году снижение на 24%. Но, возможно, реальное сокращение рынка будет в два раза больше.

Смягчить падение автобизнеса сможет программа поддержки, которую сейчас активно обсуждают, но она лишь частично компенсирует потери, которые несут автосалоны.  По мнению участников рынка, опрошенных sntat.ru, в ближайшие годы речь будет идти не столько о развитии, сколько о выживаемости.