Педагоги со всей республики съехались в Казань на День «Дрофы», чтобы обсудить, как модернизировать школьное образование, а вместе с этим обменяться мнением по использованию электронных учебников и применению профстандарта для учителей.

 

Сегодня в пяти школах Татарстана активно внедряют электронные учебники. Там у каждого школьника есть собственное учебное пособие в электронном виде. Еще в 47 учебных заведениях такие учебники установили на ноутбуки педагогов. Эксперимент коснулся пока два предмета - биологию за пятый класс и химию за восьмой. Учитель химии средней основной школы села Киреевское Камско-Устьинского района Татарстана Надежда Митряева рассказала, что, несмотря на все сложности в освоении новых технологий, они явно помогают решать задачи. 

- Наверное, все-таки немножко и привыкнуть надо, а так современность требует электронных учебников. Конечно, сразу же их не получается вводить, но это нужно. Они очень помогают. Учителям нужно хорошо знать компьютер, новые технологии, а это не всегда просто. К тому же лично у меня бывает очень много химических опытов, в которых без электронных учебников не обойтись, - говорит Надежда Митряева. 

Согласна с коллегой и учитель биологии и географии Татьяна Луконина, которая отметила, что вслед за электронными учебниками должны появляться и остальные технические новинки. 

- Представляю сельскую школу и апробирую электронные учебники сама. В целом впечатления положительные. Очень здорово, удобно, но главный минус - у нас не хватает технического оборудования, особенно в сельской школе. Конечно, это исправить можно, во многом все зависит от руководства, - сказала педагог средней основной школы села Киреевское Камско-Устьинского района. 

Начальник информационно-методического отдела издательства «ДРОФА» Екатерина Анашкина подчеркнула, что внедрение учебников в электронной форме должно повысить качество образовательного процесса. Сегодня каждая школа должна реализовывать возможности электронного и дистанционного обучения, считают эксперты. Таким образом, процесс освоения гранита науки и школьникам будет даваться проще. Конечно, наглядность материала, возможность оставлять закладки помогает проводить обучение по-новому. Вот только опросы школьников и учителей показывают совершенно разные результаты. 

Четверть опрошенных педагогов готовы использовать электронный контент, но только как иллюстрацию к объяснению. Лишь единицы решаются давать домашние задания по электронному учебнику. Многие не хотят работать в большем объеме с электронным учебником, так как, по их мнению, школьник полностью отвлекается на технику, и учитель ему, вроде как, уже и не нужен. В свою очередь три четверти опрошенных учеников сказали, что им нравятся электронные учебники, - привела данные опроса Екатерина Анашкина.   

Главная проблема, которая возникает перед педагогами сегодня – техническая поддержка нового оборудования. Не всегда удается найти общий язык с техникой, а потому, когда ноутбук или компьютер выходят из строя, привести его в чувство возможности – нет. 

- Все это хорошо, но у нас нет возможностей для применения таких учебников, - сетуют четверо учителей английского языка одной из школ в восточном районе Татарстана. - Например, у двоих из нас уже сгорели ноутбуки, которые нам выдавали. Когда закачиваешь программу, техника зависает. Электронный учебник - это, конечно, хорошо, но это лишняя нагрузка на учителя, ноутбук не тянет. Задумка полезная, но пока она не может быть реализована. Должна быть техническая поддержка, которой нет.

То, что порой теория расходится с практикой, подтверждает и директор института системных проектов Московского городского педагогического университета Светлана Вачкова. Кандидат педагогических наук, доцент говорила о профессиональном стандарте педагога. Документ разработали еще в 2013 году, но он до сих пор не принят. 

- Введение его откладывается, так просто он не заработает, нужны и изменения в обществе, которое, видимо, пока не готово, - высказала мнение Светлана Вачкова. 

Основные нормы, прописанные в профстандарте, - это обучение, воспитание, развитие ученика. Одним из важных пунктов для учителей становится владение современными информационно-коммуникационными технологиями. Как таковые отдельные знания здесь не выделяются, при этом оговаривается, что нужно уделять дополнительное внимание поведению в соцсетях, эффективно использовать информационно-образовательную среду. Согласно профстандарту, педагог может проектировать образовательный процесс, то есть создавать собственные программы, конструировать ведение учебного предмета. Федеральный государственный образовательный стандарт этому способствует: 70% из плана являются обязательными, а 30% могут составляться по усмотрению педагога. Но не все учителя согласны с этим. 

Профстандарты учителей еще и не приняли. А та «вольность», которая прописана в федеральном государственном образовательном стандарте, по которому 30% программы формируются на усмотрение педагога, тоже не нужна.

- Лучше классическое образование, где четко прописано количество часов на все дисциплины. Что-то новое вводить нужно, но классику тоже нельзя забывать. Русский язык и математика должны быть на коне, а у нас пока этого нет, - отмечают педагоги. 

На заседании педагогов республики обсуждали, конечно, не только работу с электронными учебниками. Член совета по культуре при президенте России Александр Архангельский поделился новым подходом преподавания литературы. 

- Литература теперь - предмет эстетического цикла, способ эстетического воспитания. Свою идеологическую функцию она утратила, поэтому нужно менять и ее преподавание, - считает эксперт. 

Новая идеология преподавания истории, а именно историко-культурный стандарт также не остался без внимания. Автор учебников по истории и обществознанию Ирина Мишина заметила, что нужны дополнительные условия, чтобы по-другому взглянуть на исторические процессы. 

- Формирование гражданской и цивилизационно-культурной идентичности должно происходить в школе. Именно здесь нужно вписать формы единства в сознание, чтобы складывалась общая российская нация, - считает Мишина. 

В любом случае, в преподавании литературы, истории и других предметов основным направлением выступает духовно-нравственное развитие ученика, формирование у школьников идентичного восприятия исторических событий, культуры, литературы. А федеральный государственный образовательный стандарт и электронные учебники должны в этом помочь.