Первый рабочий день 2015 года стал последним для национальной авиакомпании Татарстана в зимнем расписании полетов.

 

С 12 января «Ак Барс Аэро» официально прекращает обслуживание регулярных рейсов. Впрочем, о банкротстве компании речи пока не идет. Правительство республики уже дало понять, что для ее спасения будут приложены  все усилия. 

О прекращении полетов руководство авиакомпании сообщило пассажирам еще 30 декабря. «В условиях повышения курса иностранной валюты и резкого спада пассажиропотока, выполнение рейсов становится нерентабельным. Таким образом, целесообразнее частично или полностью прекратить производство полетов, чтобы не генерировать убытки», - указали представители авиакомпании в официальном обращении. В тексте заявления было отмечено, что девальвация рубля привела к сложностям в обслуживании лизинговых платежей, удорожанию технического обслуживания воздушных судов, повышению стоимости обучения и переподготовки летного состава в зарубежных учебных центрах.

Напомним, авиакомпания «Ак Барс Аэро» была создана в 2010 году на базе ОАО «Бугульминское авиапредприятие». По состоянию на октябрь 2014 года флот авиаперевозчика насчитывает около 40 самолетов, большую часть из которых составляют Bombardier CRJ-200LR и Cessna-208B/EX Grand Caravan. И те и другие были приобретены в лизинг в иностранных компаниях, поэтому расплачиваться за самолеты «Ак Барс Аэро» вынуждена в долларах. Проблемы с обслуживанием лизинговых платежей у компании были и раньше: 27 октября 2014 года Арбитражный суд Татарстана взыскал с татарстанских авиаторов почти 4,5 миллиона долларов в пользу фирмы «Мэгпай Авиэйшн Лизинг Лтд», зарегистрированной на Бермудских островах. Основу этого долга составляли лизинговые платежи за Bombardier CRJ-200LR. После 16 декабря 2014 года, вошедшего в историю как «черный вторник», обслуживать долги в валюте стало еще сложнее, что в конечном итоге и привело к прекращению полетов.

- Сейчас компания взяла паузу, чтобы выработать стратегию действий в создавшихся условиях. Несмотря на прекращение полетов, деятельность авиационно-технических баз в аэропортах Казань, Бегишево и Бугульма продолжится в штатном режиме, - заявили порталу sntat.ru в пресс-службе «Ак Барс Аэро».

В компании не скрывают, что приостановка деятельности нужна, в том числе для оптимизации парка воздушных судов. Часть самолетов Bombardier CRJ-200LR передадут в аренду другим авиакомпаниям с возможностью возврата, а вот от самолетов Cessna-208B/EX Grand Caravan авиаперевозчик намерен избавиться путем переоформления договоров лизинга.

- Самолеты Bombardier CRJ-200 подходят нам по своим экономическим характеристикам, у «Ак Барс Аэро» есть высококлассные специалисты по обслуживанию этих судов. А самолеты Cessna-208B/EX мы не выбирали, они достались нам после банкротства авиакомпании «Татарстан» со всеми кредитными обязательствами, - сообщили в авиакомпании. 

Приостановка деятельности продлится до конца марта, пока не будет составлено летнее расписание полетов. В это время традиционно увеличивается количество пассажиров, что даст возможности татарстанским авиаторам вновь зарабатывать средства и погашать долги перед владельцами судов.

Намерение сохранить национальную авиакомпанию уже продемонстрировало и правительство республики. Так, к примеру, аэропорт «Бугульма», где базируются самолеты  «Ак Барс Аэро» в 2015 году войдет в структуру нефтяной компании «Татнефть» и получит должное финансирование. Присоединение бугульминского аэропорта происходит по просьбе главного акционера, которым является правительство республики. В конце прошлого года с авиакомпанией «Ак Барс Аэро» произошел еще один любопытный факт: сразу два кредитора, добивавшиеся банкротства авиакомпании направили письма в Арбитражный суд Татарстана об отказе от исковых требований. Вероятнее всего, они получили гарантии того, что «Ак Барс Аэро» в будущем восстановит платежеспособность и сумеет погасить долги.