Комиссия МАК завершила проверку по факту ЧП с вертолетом Robinson авиакомпании «АК БАРС АЭРО» и нашла нарушения.

 

Судя по отчету МАК, который на днях был обнародован комиссией, профессиональная подготовка пилота соответствовала требованиям, топливо было качественным, а судно - исправно. Однако, авиакомпания не имела права использовать этот вертолет для коммерческих перевозок, в том числе с пассажирами на борту: согласно спецификации к сертификату эксплуатанта, ему «разрешено выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи». А в тот день Robinson выполнял рейс по заданию министерства лесного хозяйства Татарстана, в котором был указан вид работ: «перевозка пассажиров». Правда, пассажиру повезло: пилот воздушного судна Вадим Гильманов высадил его в Азнакаево, и в момент жесткой посадки в Новошешминском районе был на борту один. Тем не менее, в отчете МАК отмечается: «Использование данного вертолета для полета по заявке министерства лесного хозяйства Татарстана с взиманием платы было неправомерно».

Кроме того, Комиссия пришла к выводу, что «пилотом допущены нарушения требований федеральных авиационных правил в части выполнения полета в ливневых осадках». Но при этом не снимается ответственность и с авиакомпании. Как выяснилось, в руководстве по производству полетов «АК БАРС АЭРО» «отсутствуют рекомендации о принятии решения на вылет с учетом временных изменений погодных условий и при прогнозировании опасных метеоявлений».

Сам же Вадим Гильманов дал показания, что «по маршруту полета наблюдал осадки в виде дождя, в которые и зашел, так как счел их несущественными, по ту сторону осадков виднелось солнце и просветы». Но, похоже, пилот недооценил опасность: судя по заключению Комиссии, остановка двигателя вертолета «была вызвана обледенением карбюратора при попадании вертолета в дождь». По правилам, в таких условиях пилот должен был увеличить обороты, а он, наоборот, их снизил. «Винт вертолета стал вращаться медленнее», - отмечают очевидцы. Правда, Гильманов объяснил, что «выйдя из ливневых осадков, отвернул вертолет от деревьев, на которые двигался, утратил контроль за оборотами».

Напомним,5 июля этого года в Новошешминском районе возле села Архангельская Слобода совершил жесткую посадку вертолет Robinson R44, которым управлял 33-летний пилот Вадим Гильманов. Воздушное судно выполняло рейс Казань-Азнакаево-Казань, но когда возвращалось на базу, попало в грозовую зону, и двигатель заглох. При посадке вертолет полностьюразрушился, а пилот получил тяжелые травмы.

Жизнь ему спас хирург местной ЦРБ Ильгиз Фазлеев, рыбачивший неподалеку. Он  заметил резко снижающийся вертолет, который пропал из виду где-то за деревьями, и на своем квадроцикле отправился на поиски места крушения.

Доктор оказал пилоту первую помощь и госпитализировал его в Новошешминскую районную больницу. Долечивался Вадим Гильманов уже в РКБ. В медицинском заключении сказано, что травмы, которые он получил в результате жесткой посадки, относятся к категории тяжелых.

Читайте также по теме: Пилота вертолета, совершившего жесткую посадку в Татарстане, спас рыбак

Следователи возбудили по факту происшествия уголовное дело по статье – «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта», в данном случае - воздушного. Сразу же были выдвинуты несколько версий: техническая неисправность вертолета,  ошибки пилотирования, а также неблагоприятные погодные условия. Были также изъяты образцы топлива и смазочных материалов, чтобы исследовать их качество.

В итоге Комиссия МАК пришла к выводу, что авиапроисшествие «наиболее вероятно, произошло в результате сочетания следующих факторов:

- выполнение полета в ливневых осадках вопреки требованиям федеральных авиационных правил,

- обледенение карбюратора, вызванное повышенной влажностью поступающего воздуха, и последующая остановка двигателя в полете

- допущенное пилотом падение оборотов авторотирующего несущего винта ниже регламентированных РЛЭ при выполнении вынужденной посадки».

Как сегодня сообщил порталу sntat.ru старший помощник руководителя Приволжского СУ на транспорте СК России Дмитрий Захаров, материалы отчета Комиссии МАК приобщены к материалам уголовного дела, которое было возбуждено по факту авиационного происшествия с вертолетом Robinson авиакомпании «АК БАРС АЭРО». Следствие продолжается.