На очередной сессии Госсовета Татарстана, которая состоится 24 декабря, депутаты собираются обратиться к высшему руководству страны с просьбой спасти региональные телекомпании, которые оказались на грани закрытия, в том числе в республике.

 

1 января 2015 года в силу вступает поправка к Федеральному закону «О рекламе». Основной ее частью станет следующий пункт: 

«Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств». 

Сама поправка была принята еще в июле, однако о ее «подводных камнях» начали говорить совсем недавно: получилось так, что с нового года транслировать рекламу будут иметь право лишь те каналы, которые вещают на собственной частоте. А лишаются этой возможности те, кто выходит в эфир в пакете кабельного телевидения. Однако вместе с платными каналами, например, музыкальными или спортивными, в список попали и почти полторы тысячи региональных и муниципальных, которые выживают за счет доходов от рекламы. Они не имеют возможности приобрести собственную эфирную частоту, потому что для этого необходимо получение весьма дорогостоящей лицензии. 

В связи со сложившейся ситуацией глава одного из крупнейших медиахолдингов Казани - телекомпании «Эфир» - председатель объединения региональных вещателей России Александр Григорьев написал открытое письмо президенту России Владимиру Путину.

Григорьев описывает ситуацию: «…региональные каналы финансируются за счет рекламы. А так как у них весьма небольшая аудитория, то и на платную подписку перейти возможности нет… Одного местного бюджетного финансирования недостаточно для существования этих каналов. Реклама, как ни мал ее объем, помогает выжить таким редакциям». 

Среди подписантов обращения к высшим чиновникам страны гендиректор «ТНВ», а по совместительству - депутат Госсовета Татарстана, Ильшат Аминов. Корреспонденту портала sntat.ru он рассказал, что из-за закона компании пришлось заморозить  проект первого татарского музыкального канала.

- Они все [музыкальные каналы — прим.ред] должны будут вынуждены запретить рекламу с 1 января 2015 года. Я считаю, что это скажется трагически на судьбе всех музыкальных каналов страны, - выразил свое мнение Ильшат Аминов. - Министр связи уже предлагал в качестве решения проблемы ротацию, песни за деньги, спонсоров привлекать. Но на сегодня бизнес-модели развития кабельного, спутникового или музыкального канала вообще нет.

Кроме основного канала ТНВ (поправка его не коснется), в состав медиахолдинга входит платный канал «ТНВ Планета». Его сигнал принимается на территории 152 населенных пунктов России. Что будет с каналом после 1 января - пока неизвестно. И все это на пороге новой эры в развитии телевидения - традиционные сетки вещания становятся все более и более неудобными для зрителя.

- Все переходят на видео по запросу. Еще 10 лет, и линейное телевидение умрет. Пришел, набрал нужные программы и сам сформировал себе канал. Что хочешь - песня, музыка, концерт. Заплатил - понеслась. Совсем скоро мы [зрители — прим.ред.] будем формировать контент, - считает Аминов.

К слову - в числе «пострадавших» могут оказаться около полутора тысяч муниципальных и региональных редакций. Это тысячи людей, которые могут остаться без работы. 

В Госсовете Татарстана решили пойти своим путем и обратиться не только к президенту страны Владимиру Путину, но и к премьер-министру Дмитрию Медведеву, председателю Госдумы Сергею Нарышкину и председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. 

- Вопрос Путину на эту тему уже был задан на большой пресс-конференции для журналистов, но неправильно, - сказал корреспонденту «Событий» генеральный директор ОАО «ТАТМЕДИА» Фарит Шагиахметов. 

Журналистка из Волгограда спросила у главы государства, не скажется ли на открытости телевидения данная поправка. Путин ответил, что это вопрос не политический, а экономический. 

- Весь ужас заключается в том, что, видимо, президенту неправильно преподнесли всю эту историю, - продолжает глава крупнейшего в Татарстане медиахолдинга, в структуру которого входят 23 телекомпании. 

Причем главным идеологом этой поправки был Михаил Лесин, который 18 декабря, для многих неожиданно, был освобожден от должности главы «Газпром-Медиа Холдинга». Лесин на исходе девяностых и в начале нулевых руководил министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. С 2004-го по 2009 год занимал пост советника президента страны. В апреле 2013 года возглавил «Газпром-Медиа Холдинг». При нем холдинг приобрел такие каналы, как ТВ-3, «2х2», «Пятница», а также продюсерскую компанию «ГудСториМедиа», которая производит ряд популярных отечественных ситкомов. 

1 января, то есть сразу с вступлением в силу поправок к закону о рекламе, под брендом Vi начинает работу новая компания Лесина, которая будет размещать рекламу на 18 федеральных каналах и контролировать более 80% телерекламы, около 60% радиорекламы и около 40% медийной рекламы в Сети. Вполне возможно, что ситуация с поправкой к федеральному закону не что иное, как «дележка большого пирога доходов от рекламы». 

- Как можно денежный интерес узкой группы людей поставить выше сотен тысяч граждан страны? Я не понимаю, - разводит руками Фарит Шагиахметов. - Кроме денег это - наследие новой России. За 20 лет сформировались эти полторы тысячи каналов. Люди объединились, выставлены студии, каналы связи, получены лицензии. Они выдают контент, который востребован. По России - это сотни тысяч не самых глупых людей страны. Они платили налоги, кормили семьи. 

Так или иначе, но до 1 января никто и ничего изменить не успеет. Поправка вступит в силу. Тем не менее, депутаты Госсовета Татарстана надеются на решение возникшей проблемы. В своем обращении к Владимиру Путину они предлагают разрешить распространять рекламу каналам, которые вещают на территории одного субъекта России.