Республика активно продвигает себя на международной арене, но до последнего времени у нас не было собственного символа, по которому Татарстан легко можно было бы узнать за его пределами. Теперь есть.

 

Над новым визуальным образом республики работала команда во главе с Тиной Канделаки. Точный бюджет идеи не раскрывается. Известно, что для реализации проекта потребовался год. В итоге московский креатив вылился в бренд «Наследие Татарстана» - всадника, который несется вперед на коне и одновременно с этим стреляет из лука. Такой увидят республику не только в России, но и за рубежом. 

То, что у Татарстана богатое наследие показала и презентация, устроенная в развлекательном комплексе «Корстон». Участие в ней приняли не только руководители и первые лица республики, но и главные медийные персонажи страны. Вел церемонию презентации Сергей Брилев (российский телеведущий, руководитель и ведущий программы «Вести в субботу» - прим. ред.), среди гостей были замечены его коллега журналист Леонид Парфенов, а также Яна Чурикова. Кроме того, приехал и Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы.   

Стоит отметить, что это первый подобный опыт в России, когда у субъекта появляется свой собственный визуальный код. В условиях санкций и прочей западной нервотрепки в отношении России очень даже неплохо. Ведь, как заметили гости презентации, козни строят стране, но не ее регионам. Развивать отношения с теми же Чехией, Данией, Словенией Татарстану никто не запрещал. Да и в Турции с Индией Татарстан хороший друг к сотрудничеству, с которым тянутся. Так что подумать о самоидентификации самое время. 

Специалисты провели серьезные исследования, чтобы узнать особенности архетипа жителей Татарстана, их культуру и традиции.

Разработчики символа в первую очередь выражают, таким образом, непосредственно идеологию и концепцию по сохранению всего историко-культурного наследия республики. Во время исследований выделили десять качеств, которые в первую очередь отличают татарстанцев от других. 

Скорость, выносливость, достоинство, пытливость, чутье, следование традициям, мастерство, единство, упорство и целеустремленность – вот главные черты жителя республики. Каждая из них нашла свое отражение во всаднике на коне. 

- Узнаваемость республики во многом началась уже с празднования тысячелетия Казани. Универсиада также позволила обратить на себя дополнительное внимание. Сейчас приезжает очень много туристов, бизнесменов, и поэтому необходимо и визуальное позиционирование, - подчеркнул на презентации бренда «Наследие Татарстана» президент республики Рустам Минниханов. 

Действительно, в Татарстане проводится много общезначимых событий, у которых до последнего времени не было единого визуального символа. Государственный Советник республики Минтимер Шаймиев заметил, что вся работа по созданию бренда обсуждалась широкой аудиторией, и «плохо сделать мы просто не имеем права». 

- У нас есть богатый ряд культурно-исторического наследия, в котором видно постоянное стремление вперед, что и нашло отражение в новом символе. Всем нам важно знать, на чем мы стоим, где наши корни. Нужно, чтобы и дети, внуки принимали все наше наследие, - отметил Минтимер Шаймиев. 

История края богатая, многие выдающиеся личности работали и жили в Татарстане: Державин, Тукай, Шаляпин, Лобачевский, Шишкин, Тинчурин. Перечислять можно долго. Теперь все это богатство нашло свое отражение в образе всадника, попадающего в цель по ходу времени. Как заметил Минтимер Шаймиев, «рожденный скакать, не может ползать». 

Тина Канделаки – идейный вдохновитель проекта, рассказала, что с помощью бренда все культурное наследие удалось перевести в цифровой язык, «важно, что мы смогли сделать это бережно». 

- Мы должны показывать и рассказывать миру о Татарстане, делиться своими прорывными идеями, ведь во многом республика для нас является примером, - сказала известная ведущая, продюсер и общественный деятель Тина Канделаки. 

Что же символизирует новый бренд? 

Мифический лучник, который несется на коне вперед, изображает направленность, целеустремленность, постоянное стремление к движению народа Татарстана. Лук же говорит о попадании в цель по ходу времени. Использовать новый бренд будут при изготовлении сувенирной продукции, различных промо-буклетов, видео-роликов и многом другом. Такие города, как Сингапур, Нью-Йорк, Берлин, Осло или Амстердам, уже нашли свою идентичность и капитализируют свой успех на базе социокультурного фундамента. Теперь свой бренд будет развивать и Татарстан. 


Мнения 

Дюсен Касеинов, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ

- Во главе многих начинаний, которые появляются на территории России, стоит Татарстана. И в этом нет ничего удивительного. Технологии сегодня таковы, что обозначить бренд и его раскручивать в цифровом варианте очень важно. Благодаря этому многие смогут познакомиться с богатейшим культурным наследием татарстанского народа. В целом дизайн бренда мне близок. Скажу вам так, если бы это произошло в другом тюркском регионе - это выглядело примерно также. Надеюсь, что в дальнейшем к бренду «Наследие Татарстана» привыкнут, как ко всем мировым брендам. 

Яна Чурикова, телеведущая 

- Для меня бренд Татарстана и наследие республики Татарстан уже давно существуют, то, что сегодня произошло воплощение бренда со всеми вытекающими отсюда признаками: логотип, позиционирование. Маркетинг, чистый маркетинг. Это работа, которая ведется в республике уже очень давно. Если у бренда нет наполнения, то и нет будущего. В данном случае бренд сам себя раскрыл по большому счету. Нужно было просто направить его, сделать некое красивое оформление, и мы получили идеальное воплощение символа Татарстана. Это действительно всадник, это действительно стрела, это энергия. Все это я чувствую. Я здесь с Универсиады, и я понимаю, как все это работает. Классный символ, который четко соответствует этническим, культурным компонентам. Ну, здорово, мне очень понравилось! 

Сергей Брилев, российский телеведущий, руководитель и ведущий программы «Вести в субботу» 

- Оценивать бренд должны специалисты и пользователи. Мне понравилась сама идея. Когда мне позвонила Тина Канделаки и сказала, что занимается брендом Татарстана, у меня реакция была, наконец-то. На мой взгляд, это очень полезная и недурственная штука. Многим бы нашим регионам этим заняться. Я не вовлечен в этот проект, я не являюсь акционером, чтобы было понятно. Но есть действительно вещи, которые очень понравились. Например, можно было бы указывать этот бренд на товарах, выпускаемых в республике. И это не только продукты питания. Не на все повесите герб города. А вот этого не хватало, очень хорошо, что появилось. Первая реакция была, когда увидел, - это действительно клево.