Обучали заводчан специалисты из Великобритании, на сегодня подготовку прошли почти все работники завода. Результаты, как говорит руководство, просто ошеломляют.

 

Елабужский завод начали строить еще тридцать лет назад. За это время они пережил не одну модернизацию. Поначалу решили организовать тракторный завод, но уже через пять лет выяснилось, что тракторов нашей стране и так хватает. Тогда задумались выпускать легковушки, для этого начали договариваться с Фиатом, даже выпустили партию автомобилей «Панда», но и эта задумка провалилась. За этим было еще несколько неудач: в 1995 году было подписано соглашение с  американской автомобильной корпорацией General Motors, но в 2002 году компания решила усилить свое присутствие в России, и переехала на уже существующий автомобильный завод в  Тольятти. В 2007 году помещения заводов были проданы под производство автомобилей «Фиат Дукато», а для «ЕлАЗа» был выделен пустырь площадью в 55 тысяч кв. метров.

На заводе шутят, что все самое лучшее в жизни происходит за 9 месяцев, так и новое здание отстроили за этот рекордный срок. Директор завода Камиль Галимов сравнивает этот подвиг работников с героизмом в 41 году.

- Не было сорвано ни одного контракта: еще котлован рядом, а мы уже пол делали, ставили станок и выпускали продукцию, - говорит он.

И вот уже в 2008 предприятие показывает рекордные результаты - 5 млрд. рублей промышленного производства. Затем кризис немного подпортил радужные начинания,  но сейчас завод снова набирает обороты и действует в полную силу.

Сегодня предприятие выпускает тракторы, дорожно-строительную и коммунальную спецтехнику, а также технику для нефтегазодобывающей отрасли. Кроме того, наладили производство подъемных агрегатов. Сейчас 57% этой продукции в стране производится именно на елабужском заводе.

Цеха занимают два этаж нового здания, здесь компактно разместилось производство большинства выпускаемых агрегатов спецтехники. Совсем скоро на рынок поступит ноу-хау - машина для ремонта наклонных нефтедобывающих скважин - первая в России, аналоги есть лишь в Канаде. Новый экземпляр уже стоит в цеху наряду с традиционными агрегатами. Занимаются на заводе и импортозамещением.

- Вот две одинаковые по назначению машины: подъемные агрегаты для ремонта скважин. Только одна из них на украинском шасси «КрАЗ», а другая на камазовской базе. Так что, если произойдет какая-то серьезная ситуация, замена «КрАЗу» у нас уже есть, - говорят елазовцы.

В ближайшей перспективе на предприятии намерены наладить выпуск собственных комплектующих, так как пока многие детали идут из-за границы. Так, база тракторов идет из Беларуси, а современный экскаватор-погрузчик «Тарсус» производится совместно с турецким предприятием.

Ставку делают на кадры, на человеческую заинтересованность. Ни для кого не секрет, что престиж рабочего на заводе сейчас на низком уровне, желающих работать руками немного. Чтобы привлечь людей на производство на заводе внедрили современные лин-технологии (технологии бережливого производства – прим. ред.).

- Такая работа не требует серьезных материальных вложений, но требует колоссальных человеческих усилий. Это работа с каждым: у каждого надо пробудить к делу желание. А просто купить новый станок, перекупить большого специалиста за бешеные деньги, такое могут позволить себе высокорентабельные предприятия, - увлеченно рассказывает о лин-технологиях директор елабужского предприяти.

Обучали заводчан специалисты из Великобритании, на сегодня подготовку прошли почти все работники завода. Результаты, как говорит руководство, просто ошеломляют.

- За четыре года мы увеличили производство в пять (!) раз. В 2012 году запустили усовершенствованный проект по бережливому производству «Флагман 1» по сборочному цеху. Раньше у нас здесь работало 60 человек, и выпускали мы 10-12 единиц агрегатов, а после у нас остался 21 работник и мы легко выходили на объем в 20 единиц, а сегодня и вовсе приближаемся к 30, - рассказывает директор департамента по внедрению производственных систем Валерий Лысенко. - Мы никого, конечно, не увольняли, а просто перевели ребят в другие отделения, переучили.

Вырос не только объем производства, но и зарплата самих работников увеличилась почти в два раза.

В каждом цехе сейчас есть информационный центр со всеми актуальными сведениями по выпуску деталей, нарушениям, предложениям. На стендах компактно размещена информация о производственном процессе всего цеха, каждый работник может подойти и записать свои собственные предложения и пожелания по улучшению производства, что сокращает время устранения неполадок.

Например, на предприятии, таким образом, было предложено усовершенствовать систему логистики. Сейчас здесь используется тарный канбан, когда на каждой детали имеется бирка с наименованием, номером, адресом отправителя и получателя. Он позволяет значительно упростить транспортные процессы и уменьшить время на поиск деталей.