Татарстанцы жалуются на завышенные начисления по графе «общедомовые нужды». «События» решили разобраться: что влияет на рост суммы и как этого избежать?

 

Жители дома по адресу Фахретдина, 24, что находится в Альметьевске, долго не могли понять: почему им выставляют такой большой ОДН по холодной воде. Уборка в подъездах проводится не чаще, чем в соседних домах. Палисадник не поливают, утечек в трубах нет. Тогда куда же утекают кубометры, а вместе с ними и деньги? Обратились в жилищную инспекцию. Специалисты выяснили: беда в расчетах управляющей компании. Сумма по общедомовым нуждам должна распределяться на всех обитателей дома, в том числе и на собственников нежилых помещений. А в данном случае про них забыли. Торговым объектам, что занимали первые этажи, жилищники выставляли счет только по индивидуальным счетчикам. В итоге по общедомовому вся нагрузка - легла на жильцов. Проверяющие потребовали устранить нарушения и сделать перерасчет. Предпринимателям выставили новые платежки, а населению вернули 7600 рублей.  

Что такое ОДН и как его рассчитывают?

Графа с аббревиатурой в три буквы в наших платежках расшифровывается, как «общедомовые нужды». ОДН рассчитывают следующим образом. Берется расход электричества и воды по всему дому и из него вычитается сумма того, что  потребили в квартирах и нежилых помещениях. Для этого нужны показания общедомового счетчика и индивидуальных. Там, где их нет, рассчитывают по нормативу. Полученная разница и есть ОДН. Между собственниками жилых и нежилых помещений его распределяют пропорционально занимаемой ими площади. Это обыкновенная формула:

V одпу - (EV ипу + ЕVn + EVнжп) = Vодн,

где V одпу – это объем потребления воды или электричества по всему дому – показания общедомового счетчика,

EV ипу – объем потребления по индивидуальным приборам учета – показания по всем квартирам, где есть счетчики,

ЕVn – объем потребления по нормативу – показания тех квартир, где нет счетчиков и платят по нормативу,

EVнжп – объем потребления в нежилых помещениях – показания по счетчикам арендаторов в доме (кафе, магазинов, офисов),

Vодн – общедомовые нужды.

Правила расчета установлены постановлением правительства России за №354. Когда они вступили в силу - в сентябре 2012, специалисты ГЖИ поначалу получали огромное количество обращений. Население жаловалось на большие начисления по ОДН, например, по расходу холодной воды.

- Люди четко понимают - это в основном расход воды уборщицей при мытье лестничных клеток. Ну, сколько она выльет? Ведро, ну пусть 10 ведер за неделю. При этом за месяц расход будет где-то 1 кубометр, хотя и это слишком много. А жильцам расходы на общедомовые нужды выставлялись не по 1, а по 50, 60, 70 кубометров. Получалось, расход выходил гораздо больше, чем в реальности потреблялось. Причина в чем? В том, что порядок расчета не совсем отвечает самому названию расхода на общедомовые нужды, - поясняет начальник Государственной Жилищной инспекции республики Сергей Крайнов.

Причины большого ОДН

Факторы, которые влияют на рост суммы в платежке по графе ОДН,  можно разделить на 4 подгруппы, каждая из которых состоит из нескольких составляющих.

Первая группа связана с потреблением по общедомовому прибору учета.

1) Передача завышенных показаний общедомового счетчика. Как пояснили специалисты жилищной инспекции, они не раз выявляли факты, когда Управляющая компания завышала данные общедомового прибора учета.

- Были такие случаи, к сожалению. Должностные лица понесли за это наказание. Жителям был сделан перерасчет. Понятно что, если большое потребление по общедомовому прибору учета, то будет большое начисление и на общедомовые нужды, - рассказывает руководитель ведомства.

2) Повышенный расход за счет утечек в сетях. Это вторая причина большого ОДН. Если в доме старые и ветхие водяные трубы или электрическая проводка, то и дело возникают аварии, это тоже потом отразится на сумме в счет-фактуре.

Вторая группа факторов – потребление внутри квартир, где есть счетчики

1) Передача заниженных показаний счетчика. Очень распространены случаи, когда жилец сдает показания своего квартирного счетчика, намеренно занижая цифры. Так он надеется сэкономить. В итоге платеж все равно возвращается к нему в виде ОДН, только оплачивают его личное потребление уже всем домом. 

2) Манипуляции со счетчиком (струбцины, магниты). Используя различные приспособления татарстанцы манипулируют показаниями своих квартирных счетчиков. С помощью струбцинов, получают доступ к внутренней части прибора учета и останавливают механизм. То же самое происходит при использовании магнитов. Реально потребление есть, а учета нет. В итоге ОДН снова растет.

3) Потребление со скоростью ниже порога чувствительности счетчика. Это - еще один способ манипуляций с показаниями счетчиков. В ходе проверок жилищные инспекторы выявили подобные случаи в Менделеевске.

- Жители поступали следующим образом: потихонечку открывают кран и смотрят на счетчик. Как только цифры закрутились, они начинают прикрывать воду и находят такое положение крана, когда счетчик не крутится, а вода бежит тоненькой струйкой. И так они набирают воду впрок. Мы ходили по общежитию, у всех стояли ванны, ведра, все заполненные водой. Конечно, и в такой ситуации ОДН тоже будет большой, - объясняет главный жилищный инспектор республики.

Третья группа факторов большого ОДН – объемы потребления в квартирах, необорудованных счетчиками.

1) Проживание незарегистрированных граждан. Проверяющие выявляют очень много квартир, в которых прописан один человек или вообще нет прописанных, а фактически проживает 5 до 20 человек. Особенно эта проблема касается домов, расположенных вблизи рынков. Естественно, потребление в таких квартирах немаленькое, но счетчиков у них нет, а прописан всего один житель, в итоге начисляют платеж по нормативу на одного. Платить за таких потребителей снова придется соседям.

2) Вторая и очень веская причина большого ОДН в квартирах, не оборудованных счетчиками – это отсутствие в необходимости экономии. Если нет прибора учета, можно открыть кран и забыть. Платить за нее снова будут все. Тоже самое, если не работает запорная арматура при смыве в туалете. Человек не заинтересован экономить, все равно ведь платить по нормативу. Чтобы решить проблему в республике даже принимали постановления (№1079), чтобы стимулировать людей к установке счетчиков. Но потом эти решения отменялись судом, как не идущие вразрез с федеральным законодательством. Хотя эксперты считают те меры правильными.

- Мы же, когда идем в магазин или на рынок и покупаем картошку, платим за килограммы, нам ее взвешивают. Сколько взяли, за столько и заплатили. Почему с энергоресурсами не так? Это такой же продукт, который тоже покупается. Сколько воды потратил, за столько и заплатил, - считают в жилищной инспекции.

Есть и четвертая группа факторов, влияющая на рост ОДН, которая связана с отсутствием данных по реальному потреблению в доме.

1) Передача заниженных показаний счетчиков. Здесь специалисты снова возвращаются к вопросу проживания незарегистрированных граждан. Когда такие обращения поступают к жилищным инспекторам, они сообщают в управляющую компанию. Жилищники должны провести домовой обход и проверить показания счетчиков. Но проводить такие проверки сложно.  По 354 постановлению не чаще одного раза в полгода. Так что выяснить реальное количество проживающих очень сложно.

- Люди не всегда пускают к себе в квартиру. Даже если пускают, говорят: это моя сестра, родственник, друг. Он приехал на один день и не обязан платить. Такой акт можно составить только со слов соседей, что в такой-то квартире в течение такого-то времени проживает столько-то человек и т.д. Эти данные передаются в миграционную службу. И только после того, как они заведут дело и выяснят, что да: по данному адресу нарушены правила регистрации, эти сведения можно передать в расчетный центр, чтобы начислять уже по реальному количеству проживающих. Такой порядок, к сожалению, - рассказал о трудностях проверок руководитель жилищной инспекции.

Специалисты ведомства подсчитали: сколько воды потребляет один человек в квартире по самым скромным меркам. В расчет пошли такие составляющие повседневного обихода, как согреть 1 раз чайник воды, одно посещение туалета (8 литров), 1 раз помыться, 1 раз постирать, 1 раз вымыть посуду и т.д. Получилось, что необходимый минимум воды на одного человека – это один кубометр, если экономить. Если же семья из 3-х человек указывает, что потребляет менее одного куба на каждого, значит, там есть какие-то проблемы со счетчиком или они не живут там - без вариантов - убеждены эксперты. Если у таких хозяев при проверке обнаружат запрещенные приспособления вроде магнитов или струбцинов, им выставят новый счет за воду или свет. Причем за период с момента предыдущей проверки, максимально расчет делается за полгода.

2) Не установлены счетчики. Сегодня чаще всего этот вопрос касается нежилых помещений. Обычно величина потребления в них такая же, что и в жилых. Но лучше их рассчитывать отдельно, потому что проживающих в них нет - поясняют в жилищной инспекции. Причем, желательно, чтобы в этих помещениях были свои счетчики, так как многое зависит от того, кто его занимает. Одно дело, когда это аптека, где расход воды будет небольшой. И совсем другое - салон красоты, где этой коммунальной услугой пользуются много и часто. В Казани уже выявляли такие факты, когда у собственника нежилого помещения среди нескольких водяных стояков лишь на одном установлен прибор учета. Тоже самое с электричеством. Вроде бы счетчик есть. Но стоит отключить его, как свет погаснет только в половине офиса. Такой неправильный учет в итоге тоже влияет на увеличение ОДН.

Что делать в случае большого ОДН?

Обращения на большие начисления по этой графе получают со всех районов республики. С той лишь разницей, что в сельской местности чаще жалуются на завышенный ОДН по воде, чем по свету. Потому что, возле домов есть приусадебные участки, которые поливают.

За 10 месяцев этого года в инспекции получили 4398 обращений по начислениям за коммунальные услуги. В большинстве из них татарстанцы жаловались на завышенный ОДН. В каждом из случаев специалисты выезжали с проверкой и разбирались. Так что же делать, если сумма по этой графе в платежке вдруг выросла?

- Для начала обратиться в свою управляющую компанию. Ее специалисты несут обязательства по разъяснению населению правильности начислений. На это согласно закону дается 3 дня. Если же гражданин не удовлетворен их ответом, тогда уже можно идти в органы Государственной жилищной инспекции. Мы проведем проверку, - пояснила заместитель начальника ГЖИ республики Светлана Загидуллина.

Кроме того, инспекторы напоминают татарстанцам о необходимости платить за ОДН, даже если вы какое-то время не проживали в квартире. Например, жили три месяца на даче и вовсе не пользовались коммунальными услугами. Тем не менее, расходы по общедомовым нуждам за этот период придется разделить с соседями.