Эти вложения позволят обновить на заводе в Нижнекамске станки, а также произвести реконструкцию одной из линий производства.

 

Правильная обувь для машины

Говорят, шины для автомобиля все равно, что обувь для человека. Вот только в данном случае правильный выбор не только залог «здоровья» авто, но и безопасности его владельца и вождения. Правильно подобранная «обувка» помогает водителю чувствовать себя увереннее и комфортнее на дороге. На заводе  «Нижнекамскшина» уверены - их продукция как раз такая.

- Мы производим высококачественную продукцию, даже превосходим зарубежные аналоги. Приобретение нашей продукции - правильный выбор не только для татарстанцев, но и для всех. Мы сохраняем позицию отраслевого лидера России, разработали новые шины, отвечающие самым высоким требованиям ведущих фирм автопроизводителей, - рассказал директор «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов.

На заводе журналистам показали каждый этап производства. Сначала: где и как производят резиновые смеси и компоненты шины. Далее сборка - получаем полуфабрикат. И уже после вулканизация: последний цикл в технологической цепочке, где форматор-вулканизатор под большим давлением и при помощи горячего пара температурой более 200 градусов придает продукции окончательный облик.

Не менее важная стадия - контроль качества и испытаний. Для нее отведен отдельный цех. Проверяют шины в приближенных к реальным условиям при максимальной нагрузке, и даже превышая ее. Специальная установка, куда ее помещают,  играет роль крутящегося колеса. Только после успешной сдачи всех нормативов, продукция завода считается годной и отправляется к заказчику.

Ежегодно на развитие шинного комплекса республики идут немалые инвестиции. В 2014 - это 488 млн рублей. В будущем году в развитие предприятий комплекса планируется инвестировать свыше 450 млн. рублей. Благодаря этим вложениям на заводе в Нижнекамске установили станок окраски невулканизированных шин, а также провели реконструкцию линии статического дисбаланса. Некоторые новые установки по своей сложности напоминают космический корабль. Однако с ними легко справляются молодые сотрудники, которые прошли обучение в течение трех-четырех месяцев.

Благодаря современной технике удалось снизить затраты производства, а рисунок протектора шин выверен с точностью до сотых долей миллиметра. Чуть больше - сразу выдает ошибку. Так что производственный брак здесь сведен практически к нулю. 

- Раньше при СССР как было: были шины 1-го сорта, 2-го сорта и разрешенного брака. Теперь эти понятия остались далеко в прошлом. Никакого второго сорта у нас нет. Только высококачественная годная продукция и брак, которого при нашем новейшем оборудовании удается избегать, - рассказывает исполнительный директор «Нижнекамскшина» Радий Бурганов.

Особая гордость завода - шины Viatti. Их создают по передовым европейским технологиям. Они соответствуют всем мировым стандартам безопасности и комфорта. Разработаны ведущими итальянскими и немецкими инженерами. Завод полностью адаптировал их для эксплуатации в России. Впервые бренд представили широкой публике на Международном Московском Автомобильном Автосалоне 4 года назад. Эксперты высоко оценили их за уверенное сцепление с дорогой, акустический комфорт, превосходные амортизирующие свойства и безупречный дизайн. Секрет успеха - в уникальных рецептурах резиновых смесей и тщательно продуманных и выверенных рисунках протектора. Всё это результат многолетних исследований и испытаний.

Главное - наука!

Шины тоже сдают экзамен. На надежность и качество. От их поведения на дороге зависит жизнь водителя и его пассажиров. Поэтому вопрос их создания и испытаний - стратегическая задача. Эта важная роль отводится науке.

В этих целях в 2009 году на базе завода создан  «Научно-технический центр «Кама». Журналистам удалось побывать здесь и увидеть из чего создается будущая обувь для автомобилей. Специалисты не только рассказали, но и показали, как разрабатывают и осваивают новые модели покрышек для грузового, пассажирского и сельхозтранспорта. 

В центре три лаборатории: физико-механическая, химическая и испытательная. Здесь мы видим, как готовят сырье для резиновых смесей. Каучук и различные реагенты смешивают в специальных установках.

Далее шестипозиционный стенд для испытания шин. Гостям демонстрируют, как полученная резина проходит проверку на прочность - ее растягивают на специальном приборе. В соседнем оборудовании шайбу, которая в данном случае - это маленькая модель шины, испытывают в реальных условиях: на льду, на снегу, на мокром и сухом асфальте.

Всё оборудование уникально. С него сходит качественно новая продукция, отвечающая жестким требованиям ведущих мировых автопроизводителей и рынка в целом.

В центре проводят уникальные лабораторные анализы и исследовательские испытания. Его сотрудники разработали и усовершенствовали шины для комплектации автомобилей марок Fiat, Renault, Volkswagen, Skoda, Ford. 

Недавно НТЦ «Кама» и «Нижнекамскшина» завершили разработку продукции для автомобилей Ford и подписали договор на серийные поставки. Всего за этот год в научном центре введут в серийное производство 60 размеров шин.

Технологии победителей

Продукт нового поколения шинного комплекса - это цельнометаллокордные шины. Их отличают долговечность и экономичность, они помогают свести к минимуму транспортные затраты. Как их создают, демонстрируют уже на другом производстве.

В цехе мы видим, как роботизированный комплекс создает иную, отличную от традиционной грузовой покрышки шину. Главное отличие: в ней проволочную основу имеют и каркас, и брекер. Это позволяет экономить топливо до 15%, поддерживать высокие скоростные характеристики - 120 км/ч, увеличить грузоподъемность до 8% и срок эксплуатации - до 250 тыс. км. Кроме того дает возможность длительно и практически безостановочно эксплуатировать автомобиль за счет внесения дополнительных компонентов в резиновую смесь, которые значительно снижают перегрев шины в процессе движения. Плюс к этому высокая прочность, меньшая масса и экологическая безопасность.

Все эти характеристики уже подтверждены автовладельцами в реальных условиях - на российских и зарубежных дорогах. Шины ЦМК поставляют на «КАМАЗ», «НефАЗ», «ТОНАР». Их используют крупнейшие предприятия России - Сельта (Магнит) и Мосгортранс. Кроме того, их экспортируют в 31 страну мира. Двухмиллионная шина ЦМК была выпущена на заводе в октябре этого года.

Проектная мощность предприятия - 1,2 млн. штук шин в год. На производстве используют самые передовые международные технологии и опыт. Сегодня здесь выпускают 54 товарные позиции для магистральных, среднетоннажных, легкогрузовых и транспортных автомобилей, а также для автобусов и прицепов. 25 из них производят по системе off-take  для европейской компании, в том числе под премиум-брендом.

Они отвечают европейским экологическим стандартам, и уже хорошо зарекомендовали себя на популярном КАМАЗ-65115. Высоко эффективны они и на машинах КАМАЗ других семейств. 

После сборки шины проходят несколько этапов контроля качества: визуальный, рентген-контроль, проверку силовой неоднородности геометрии шин.

- Они соответствуют самым современным российским и зарубежным стандартам. Ни в чем не уступают по качеству аналогам среди мировых брендов. А в чем-то даже превосходят их, например, по цене, - поясняет заместитель директора «Нижнекамский завод шин ЦМК» Айрат Якупов.

Все модели подобраны с учетом российских дорожных условий. Их использование помогает потребителю снизить энергозатраты, повысить экологичность своего транспорта и главное -  сэкономить свои средства.

К моменту изнашивания заводского протектора, жёсткий и долговечный металлокорд помогает сохранить каркас практически новым. А это значит такой шине можно подарить вторую жизнь. Этим занимаются уже предприятии по восстановлению шин - «КаМаРетрэд».

Вторая жизнь шины

Журналисты татарстанских и федеральных изданий стали первыми гостями на новом производстве шинного комплекса «Татнефть», который способен подарить вторую и даже третью жизнь шине ЦМК. Единственное условие - сохранность каркаса. Но такой долговечный и прочный материал, как металлокорд, как правило, помогает сохранить основу покрышки без всяких дефектов. Тем не менее, перед восстановлением нужно убедиться в этом. Именно с этого этапа мы и начинаем осмотр предприятия.

Сначала шину на специальном приспособлении осматривают визуально для выявления внешних нарушений. Затем при помощи рентген-установки ищут их внутри. Если каркас целый, шина получает шансы на вторую жизнь.

Дальнейший цикл состоит из ремонта повреждений и восстановления рисунка протектора методом «нарезки». Срок эксплуатации восстановленной шины такой же, как у новой - 250 тысяч км. Зато обходится она дешевле, чем заводская примерно на 40%.

«КаМаРетрэд» - совместное производство с итальянской компанией Марангони С.п.А. В мире это один из лидеров в области восстановления шин  и производства предвулканизированных протекторов. В Татарстане теперь есть ее уникальные технологии, оборудование, обученный по ее методике персонал.

Таким образом создан завершающий цикл в программе «Татнефти» по созданию и развитию нового класса грузовых шин ЦМК. Это не только дополнительный сервис для клиентов, но и большой вклад в экологию региона. Восстановление шин - хорошая альтернатива для их утилизации, что снижает нагрузку на окружающую среду.