В прокуратуре Татарстана готовят предложения для совместной с минобрнауки работой по школам республики. На помощь призвали уполномоченного по правам ребенка и священнослужителей.

 

Недавняя череда самоубийств среди детей всколыхнула не только общественность. Всерьез встревожены этой проблемой и в прокуратуре Татарстана. Информация о таких случаях всегда поступает в отдел по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи. Но такого количества суицидов здесь не видели давно. Если точнее, с 2005-го. Тогда покончили собой 35 подростков. С начала этого погиб уже 21 ребенок.

- Конечно, осень - сезон таких самоубийств. Мы ожидали, что это будет. Но, к нашему сожалению, по цифрам вышло даже больше, чем в прошлом году, когда случилось 17 смертей. С чем это связано? Ситуации самые разные. Нельзя сказать, что это произошло в неблагополучных семьях, нет. Среди них есть и вполне нормальные, - рассказал руководитель отдела Азат Хусаенов.

Нынешние самоубийцы - это 15 мальчиков и 6 девочек. Девять из них покончили с жизнью, выпрыгнув из окна. Двенадцать - повесились. Цифры подтверждают мнение специалистов, что подростки мужского пола больше подвержены стрессам, неуравновешенности и испытывают неудовлетворенность жизнью. В связи с этим, в прокуратуре решили работать над создавшейся проблемой сообща с другими экспертами. Даже планируют отправиться по школам.

- С министерством образования и науки республики будем взаимодействовать. Где-то, может, и педагогов надо будет переобучить, обучить, рассказать. Психологов тоже нужно привлечь, сориентировать их ближе к таким вопросам, - считает начальник отдела.

Данные по итогам проверок подростковых самоубийств татарстанская прокуратура направила и уполномоченному по правам ребенка Гузель Удачиной. А пока на просьбу помочь в профилактике детских суицидов уже откликнулись священнослужители. В ДУМ и Казанской епархии пообещали, что посвятят этому вопросу публичные лекции и проповеди.

Мнение психолога

По словам психолога-консультанта Нины Дмитриевой, подростковый суицид имеет две характерные черты - отсутствие реального мотива совершения самоубийства и неспособность поделиться своими переживаниями.

- То, что ребенка описывают как общительного и жизнерадостного, еще не говорит об этом, как о реальном факте. Бывает, что в глубине души подростки много переживают, но скрывают переживания под маской, - говорит Нина Дмитриева. – Ребенку бывает не с кем поделиться своими мыслями. Все это словно снежный ком аккумулируется и усиливает тягу к суициду.

Важно

Маркеры суицидального состояния:

(рекомендации Республиканского информационно-методического центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ»)

- высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;

- фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида;

- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве, намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств;

- стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;

- раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности,  уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;

- угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего;

- необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

- стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

- снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение  домашних заданий;

- приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;

- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

- попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Читайте также по теме:

Школьница в Казани выбросилась из окна 17 этажа после ссоры с мамой

Гузель Удачина: «Ситуация с подростковым суицидом в Казани критическая»

Школьников Татарстана спасать от самоубийства будет психологический десант