Решение о спасении российского автопрома принимали за закрытыми дверями в Набережных Челнах.

 

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, президент Татарстана Рустам Минниханов, заместитель главы российского правительства Аркадий Дворкович и 15 генеральных директоров крупнейших автопроизводителей России собрались в Набережных Челнах на совещании о мерах, по поддержке отечественного автопрома. Решение о поддержке российского автопрома было вынесено в жаркой дискуссии между Медведевым, Дворковичем и министром промышленности России Денисом Мантуровым.

Во вторник днем звание главного города Татарстана на несколько часов перешло от Казани к Набережным Челнам. И президент Татарстана, и глава правительства страны в этот момент находились с визитом в автограде. Да и где, как не в Набережных Челнах решать проблемы отечественного автопрома?

Но началась поездка в Татарстан у премьера с Нижнекамска. Там Дмитрий Медведев на крупнейшем в стране нефтеперерабатывающем заводе «ТАНЕКО» запустил новое производство. Затем, Рустам Минниханов, на правах хозяина, повез Дмитрия Медведава на завод Ford Sollers, открывшийся сегодня в Набережных Челнах. Медведеву завод настолько понравился, что он сфотографировался с новеньким внедорожником EcoSport.

После этого Медведев, Минниханов и Ко направились осматривать главную гордость челнинцев - завод «КАМАЗ». Удивлять там чем-то особенным не стали, организаторы ограничились банальной прогулкой по цеху.

Когда все участники совещания собрались за круглым столом, пустыми оставались 4 кресла - в зале не было президента Татарстана Рустама Минниханова, министра российской промышленности Дениса Мантурова, главы правительства Дмитрия Медведева и его заместителя Аркадия Дворковича. Не было их минут 20. Как рассказал «Событиям» близкий к ситуации источник из Ford Sollers, Медведев проводил обычную для него трехсторонку - с Мантуровым и Дворковичем. Именно на ней и должны были быть согласованы ключевые решения.

Первым из задержавшихся в зал вошел Минниханов. По-хозяйски обошел стол, поздоровался с каждым и сел за свое кресло. Медведев, Дворкович и Мантуровов зашли следом, но приветственных церемоний в полной мере не повторяли.

- Хочу сразу приступить к теме совещания, - резво начал Медведев. - В России существует окло 400 автомобилестроительных предприятий. Представлены почти все крупнейшие зарубежные бренды. Это хорошо. Но общая ситуация на рынке нас не радует.

Премьер-министр не стал затягивать и признал - повсеместно наблюдается спад продаж. Падение коснулось всех сегментов автомобильного рынка.

- Впрочем, хочу заметить, что автопром не остался один. Государство оказало и продолжает оказывать существенную поддержку, - Медведев решил сгладить немного пессимистичное начало.

Он напомнил, что в России действует сразу две программы помощи отечественному автопрому. Первая - субсидирование регионов на закупку газомоторного транспорта. В текущем году на данный вид субсидий из бюджета было выделено окло 4 млрд рублей. Вторая, и куда более важная для рынка программа - утилизации старых автомобилей.

Тут, неожиданно, Медведев прервался и передал «бразды правления» совещанием Денису Мантурову, сказав, что «не хочет задерживать собравшихся» и явно намекая, что Мантуров рассказать сможет подробнее и оперативнее. Министр промышленности тянуть с вступлением не стал и перешел сразу к фактам.

Авторынок «лихорадит» два года подряд. В этом году спад составил 13%. Меньше всего пострадали легковые автомобили - спад 11,5%. Больше всего - грузовики. Спад в этом секторе составил 14,5%, - сказал Мантуров.

Чтобы хоть как-то выправить ситуацию, осенью в России была запущена программа утилизации. За 3 месяца было реализовано 146 тысяч автомобилей. Доход бюджета только за счет НДС и акциз составил 12,5 млрд рублей.

- Поэтому мы просим выделить на программу утилизации автомобилей до конца года еще 2,9 млрд рублей, - попросил Мантуров.

На этом трансляция из зала совещания прекратилась, и, как стало известно позже, операторов попросили покинуть помещение. Позже стало известно, что принято решение о продлении программы утилизации на весь 2015 год.

Как стало известно «Событиям», Медведев принял решение провести совещание в Набережных Челнах по просьбе «КАМАЗа» и «Ford Soller». Информацию, что они - одни из инициаторов государственной программы утилизации «Событиям» подтвердили в Минпромторге РТ.

В пресс-службе «КАМАЗа» рассказали о том значении, которая программа несет для автоконцерна.

- Более 5,5 тысяч грузовиков мы были намерены реализовать по программе утилизации. В сентябре, сразу как она вступила в силу, к нам пришел заказ от одной из московских компани на 670 автомобилей, - сообщили в пресс-службе.

Программа утилизации призвана стимулировать продажи автомобилей и снизить спад, который наблюдается на данном рынке на протяжении полутора лет. При покупке автомобиля, клиент получает возможность сдать в утиль свое старое средство передвижения и получить скидку. На легковой автомобиль она составляет от 40 до 50 тысяч рублей, на внедорожник от 70 до 90 тысяч, а на грузовой автомобиль - до 350 тысяч. Скидки предоставляются только физическим лица и лишь на автомобили, собранные в России.

В результате кроме, естественно, увеличения объема продаж, дилеры получают компенсацию в полном размере из средств государственного бюджета. Кроме производителей, о важности программы говорят дилеры.

- До введения программы утилизации мы не дотягивали до плана продаж примерно на 30%, - приводит цифры корреспонденту «Событий» Александр Рузумов, директор по продажам автомобилей LADA «КАН-Авто». - А с 1 сентября уровень продаж резко возрос и достиг поеазателей 2012 года.

По словам директора по продажам, на данный момент 50% автомобилей Lada реализуются именно по программе утилизации. В будущем году на нее потратит 10 млрд. рублей. По предварительным данным удастся реализовать 170 тысяч автомобилей по всей стране. В первую половину 2015 года условия обмена старых авто на новые сохранятся такие же, которые действовали в 2014.

Фото: ТАСС и официальный сайт правительства РФ