За последние несколько лет поток туристов в небольшой старинный городок Татарстана вырос в десять раз. И сегодня Елабуга готова делиться опытом привлечения туристов со столицей.

 

Татарстанскую столицу сейчас активно продвигают на туристическом рынке. После проведения Универсиады количество гостей растет, Казань входит в различные рейтинги популярных российских направлений. Но чтобы туристов с каждым годом становилось больше, нужно продолжать заманивать гостей. Учиться искусству гостеприимства есть у кого. Нет, это не европейские города и фешенебельные курорты. Это соседняя Елабуга. 12 лет назад посмотреть на Чертово городище приезжало 19 тысяч туристов в год, за нынешние 10 месяцев - более 220 тысяч гостей.

Развивать туризм здесь начали 12 лет назад. Занимается этим не город, а музейный комплекс, в который входит 14 выставочных объектов. Город им деньги не выделяет, так как это бюджеты разных уровней, так что доходы  музеев зависят напрямую от амбиций сотрудников. Поэтому в начале двухтысячных они взялись за собственный пиар и начали заманивать гостей.

- Когда я 12 лет назад пришла на эту должность, узнала, что приезжают туркомпании  из Казани, Челнов, Нижнекамска и водят сами экскурсии. При этом рассказывают про Елабугу абсолютно смешные факты. По три рубля платят в музей Шишкина и Музей истории города, а тогда туалет на дороге Казань-Челны стоил 5 рублей. Написала постановление, что туркомпании и туравтобусы обязаны ездить с единым пропуском по нашей охраняемой территории в сопровождении сотрудника музея. Знаете сколько жалоб пошло в минкульт? - рассказывает генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзада Руденко.

С туристическими пиратами боролись два года, никто не воспринимал новые правила всерьез. Но в итоге добились порядка и сейчас по территории музея-заповедника ездят строго по разрешению. Потом создали официальный сайт-приманку, на котором потенциальные туристы могут совершить виртуальный тур и увидеть, что ждет их в исторической Елабуге. Такого еще не было нигде в России. Говорят, что эту «формулу» успеха не скопировали у известных курортов, а вывели сами. Сотрудники музейного комплекса не пропускают ни одной туристической выставки, ездят как по российским городам, так и зарубежным. Тесно сотрудничают с турфирмами. Правда, продвигать родное направление хотят не все. К примеру, в Казани менеджерам больше нравится предлагать испанское побережье, да Карловы Вары - внутренним туризмом занимаются единицы.

- Так хочется, чтобы турфирмы нам помогали и привлекали людей. Я их приглашала, говорила, что скидку будем делать, только привозите сюда как можно больше туристов. Они этим не занимаются. Мы можем сказать, сколько в Татарстане туркоманий занимаются внутренним туризмом, мы с ними работаем, - говорит Гульзада Руденко.

Сейчас у Елабуги есть эксклюзивные представители в других регионах - люди, которые предлагают съездить в место, где жила Цветаева. Во многих городах есть туры «выходного дня», когда путешественники выбираются из дома на несколько дней. К примеру, из Челябинска летом каждый месяц отправляются экскурсионные автобусы в Татарстан. В поездку обязательно включено посещение Елабуги.

- У нас есть такие туры в разные города. К примеру, когда туристы едут на горячие источники в Тюмень, очень многие говорят, «Ой, зачем нам эта экскурсия по Тюмени?». А когда едут в Казань и говоришь, что заедут в Елабугу, то всем всегда интересно. Люди знают, что им понравится. Ехать тысячу километров и проезжать мимо такого исторического центра преступно, нужно смотреть, - рассказывает исполнительный директор турфирмы в Челябинске Андрей Шалашов.

В древний город в первую очередь едут соотечественники. На автобусах приезжают из Екатеринбурга, Магнитогорска, Санкт-Петербурга, из-за Урала. Многих гостей «приносят» речные круизы. Елабуга так раскрутилась, что искусству гостеприимства учатся и другие российские города.

- Музей-заповедник «КИЖИ», Углич к нам приезжали учиться. Но все что близко и рядом кажется, что не ценно, а то, что там, в Китае и Германии - ценно. Ничего подобного, у нас высочайший профессиональный уровень по развитию туризма. Все что мы делаем, иногда бывает даже вообще в России впервые, продолжает Гульзада Руденко.

Сейчас подобную схему работы постепенно внедряют в Свияжске. Но использовать ее могут и другие музеи-заповедники - все это нужно решать на местах.

- В Елабужском музее-заповеднике фактически сами делают туристический продукт и сами его продвигают, как туристическая компания. Сами формируют маршрут туристов - те места, где надо обязательно побывать, что посмотреть, что купить. И тогда возникает прямой интерес, чтобы самостоятельно продвигать Елабугу. Поэтому они активно участвуют в выставках, сами ездят. У них прямая заинтересованность между количеством туристов и работой музея заповедника, - объясняет председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов.

В музее заповеднике надеются, что в следующем году туристов станет еще больше. И если продолжать такими темпами, то вскоре Татарстан сможет обогнать и один из самых популярных российских городов, Санкт-Петербург, который в год посещают около шести миллионов туристов.