Несмотря на скачки курса двух основных валют, татарстанские турагентства продолжают рекламировать заманчивые предложения на новогодние каникулы. А между тем суды республики рассмотрели уже больше ста исков жертв летнего «парада банкротств» туроператоров.

 

Суд вместо вояжа 

Нынешний жаркий туристический сезон стал последним для дюжины российских туроператоров. В том числе для трех крупных игроков этого рынка: 16 июля о приостановке деятельности объявил питерский туроператор «Нева», 2 августа отказался от своих обязательств московский «Лабиринт», а 10 сентября - его земляк «Южный Крест». Сейчас первые два официально объявили себя банкротами, а в отношении последнего возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере». По версии следствия, владельцы «Южного Креста», зная о больших неоплаченных счетах и не имея возможности погасить долги из собственных средств, продолжали собирать деньги с клиентов, продавая им путевки. 

По оценкам экспертов татарстанского туристического рынка, больше всего клиентов из нашей республики было у «Лабиринта» - несколько тысяч. Туроператор предлагал туры из Казани в Грецию, Шри-Ланку, Тунис и Болгарию. Как удалось выяснить «Событиям», уже 109 судебных исков к «дочке» «Лабиринта» - «Лабиринт-Т», который специализировался на нашем регионе, - прошло через суды республики, потому что дела о защите прав потребителя рассматриваются по месту жительства истца. Во всех этих делах фигурируют суммы от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. В том числе компенсация морального вреда - от 5 до 10 тысяч - и крупные штрафы в пользу истца. 

На сегодня 41 из этих исков удовлетворены полностью или частично. Отказано только тем, кто требовал взыскать средства со страховщика гражданской ответственности разорившегося туроператора - «Военно-страховой компании», - либо с турагента. Суммы, на которую был застрахован «Лабиринт-Т», явно не хватило, чтобы полностью компенсировать убытки нескольким тысячам человек. А турагент и вовсе не несет никакой ответственности за несостоявшийся вояж. Конечно, если он честно передал туроператору полученные от клиента деньги. 

Банкноты с банкрота 

Впрочем, и у туристов, чьи иски суд удовлетворил полностью, взыскав с «Лабиринт-Т» всю стоимость путевки, немного шансов дождаться возвращения денег. Сначала ответчик должен пройти процедуру банкротства, потом назначенные судом управляющие должны «наскрести по сусекам» достаточно активов, чтобы их продать и исполнить все судебные решения. Но, как показывает практика, получить деньги от «самопровозглашенного» банкрота еще сложнее, чем от страховой компании. Обычно, прежде чем официально заявлять о своей несостоятельности, компания выводит все активы в надежное место и обнуляет счета. 

На днях иск к «Лабиринт-Т» рассматривался в Московском районном суде. Николай, его жена, сын-студент и несовершеннолетняя дочь должны были вылетать в Грецию в конце августа: 

- Мы собирались отдохнуть большой компанией - три семьи, - рассказал «Событиям» Николай перед заседанием. - Там тоже были дети, а еще - пожилые люди. Все уже чемоданы собирали, а 2 августа, как говорится, во всех телевизорах страны - «Лабиринт» разорился». Конечно, мы все были в шоке. В такой же ситуации оказались и мои знакомые, которые в сентябре собирались лететь с этим же оператором в Шри-Ланку. Они вообще по 100 тысяч заплатили. 

Супруги успели отдать казанскому турагентству 57 тысяч рублей. Страховая компания (ВСК) возместила им только 6874 рубля. Но в суде истцы настаивали на полном возврате средств и пытались взыскать их со всех троих ответчиков: туроператора, турагента и страховщика - в солидарном порядке (то есть - с каждого по какой-то доле). Кроме того, Николай и его семья потребовали по 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, а также штраф в свою пользу - не менее 50% от присужденной судом суммы.

Но представитель ВСК заявила, что «лимит ответственности страховой компании исчерпан» - потерпевшим из всех регионов уже выплачено в общей сложности 60 миллионов рублей - пропорционально заявленным требованиям. Не согласилась с исковыми требованиями и гендиректор турагентства: дескать, свою часть работы - подбор тура и его бронирование - фирма выполнила. Она даже посетовала, что сама пострадала - не получила агентского вознаграждения от туроператора за проделанную работу, поскольку оно выплачивается только за состоявшиеся туры. 

В итоге Московский районный суд решил взыскать с турагентства только штраф - 1 тысячу рублей в пользу истцов - и госпошлину в бюджет Казани - 200 рублей. А с «Лабиринт-Т» суд взыскал в пользу истцов 48125 рублей, компенсацию морального вреда - 2 тысячи рублей и штраф - 25062 рубля. Кроме того, проигравший дело туроператор должен будет заплатить в казну Казани пошлину - 2595 рублей. 

Три мифа при покупке тура

 Миф №1

Чем больше у туроператора сумма страхового обеспечения, тем он надежнее.

- Если бы к нам обратились 100 человек, то выплата была бы произведена в полном объеме, - прокомментировала «Событиям» свою позицию представитель ВСК. - А к нам обратились 9271человек со всей России. У кого-то 30 тысяч ущерба, у кого-то - 500 тысяч. Поэтому каждому мы заплатили пропорционально - только по 0,6% от той суммы, которую они потеряли.

Миф №2

Нужно выбирать турпакет только с регулярными авиарейсами.

- Это не гарантия, - уверена гендиректор турагентства Резеда Зиатдинова, которая в турбизнесе уже десять лет. - Действительно, «Лабиринт» продавал пакеты с чартерами. А, например, у «Южного Креста» было много регулярных рейсов. Но ведь туроператор закупает кресла в самолете оптом, чтобы потом продать в розницу и заработать на этом. Если же туры не продаются, то самолет летит полупустой, но авиакомпания всё равно выставляет счет туроператору. Вот у него есть сто кресел - он обязан все сто оплатить! Причем не за конкретного авиапассажира - Иванова, Петрова, Сидорова, а за места. И если мы передали туроператору деньги нашего клиента, полученные за турпакет, это вовсе не значит, что он ими заплатит именно за этого клиента. Это только при индивидуальной покупке билетов у авиакомпании вы не получите билет, пока за него не заплатите. А билет, приобретенный «в пакете», даже распечатанный электронный билет, не дает гарантий, что турист улетит. Потому что авиакомпания может его в любой момент аннулировать, если вдруг окажется, что он так и не оплачен.

Миф № 3

Нужно требовать на руки ваучеры на заселение в отель и желательно проверить по указанным в них телефонам, точно ли номер оплачен.

- Здесь примерно такая же ситуация, как и с креслами в самолете, - объясняет Зиатдинова. - В отеле вам в лучшем случае подтвердят только бронь на вашу фамилию. Обычно отель получает деньги от принимающей стороны (еще одного посредника) только за сутки до вселения клиентов.


Кстати 

По данным одного из туристических порталов, в России спрос на новогодние туры по сравнению с прошлым годом упал на 40%. В первую очередь из-за скачков стоимости валюты и общей «нервозности» на рынке. Упал и средний чек на новогодние туры - растет спрос на отели меньшей звездности, поэтому выигрывают более бюджетные направления. Среди «пляжных» - прежде всего Египет, а среди горнолыжных - более дешевые курорты Финляндии, Болгарии и Словакии. При этом «проваливается» в основном средний сегмент: количество заказов на luxury-туры почти не изменилось.

Туроператоры и турагентства Татарстана тоже отмечают некоторый спад спроса на зарубежные новогодние туры.

- На сколько процентов, я точно не могу сказать, но заметно, что люди едут не так активно, как в прошлом году, - прокомментировала ситуацию директор компании-туроператора Александра Пасечник (Казань). - Кто-то решил остаться дома, а те, кто раньше проводил новогодние каникулы в Европе, ушли в более дешевый сегмент. Ведь тур - это такая же покупка. А раз всё дорожает, люди стараются меньше покупать. Кто-то пересмотрел продуктовую корзину, кто-то стал меньше ездить. И поэтому туроператоры стараются держать цены на минимуме, несмотря на повышение курса валют. Но работа «в минус» тоже чревата. Ну один раз ты отдашь из своих сбережений, чтобы не потерять клиентов, другой раз отдашь, а потом деньги кончатся, а нужно еще кредит отдавать. Вот так и случаются банкротства. Но это, конечно же, не значит, что недорогой тур - обязательно показатель ненадежности туроператора. Самые дешевые туры сейчас в Египет, во Вьетнам. А вот на Эмираты цены очень резко поднялись. Впрочем, и там можно что-то дешевое подобрать. Даже Париж можно недорого увидеть. А самая дорогая страна - Швейцария.

- В нашем бизнесе есть небольшой спад, но это временно, - считает директор турагентства Ирина Колчина (Набережные Челны). - Просто курс валют сейчас скачет. Особенно заметно упал спрос на Европу. Но я бы не сказала, что туры сильно подорожали. Туроператоры хотят продаваться и стараются держать ценовую планку как можно ниже. Ведь в связи с недавними банкротствами туристы стали более осторожными в выборе турпродукта - в первую очередь интересуются, через какого оператора они летят, и хотят знать про него всё. Самые недорогие направления сейчас - это Таиланд, Египет, Индия и Вьетнам. Их хорошо бронируют.