Татарстанская команда вернулась из Сочи со Всемирной Олимпиады по робототехнике. Парни дошли до полуфинала и для республики это настоящий успех. На мировом состязании Татарстан предстал впервые, до этого наши конкурсанты не проходили Всероссийский этап.

 

В зимний Сочи улетели две команды: студент Нияз и школьники Михаил с Рустемом. Старшеклассники Рустем и Михаил увлеклись робототехникой год назад - начали ходить в STEM-центр Университета Иннополис. Признаются, что чем будут заниматься толком и не представляли. Но уроки так увлекли, что из 400 сверстников именно они начали готовиться к олимпиадам, прошли сначала республиканский уровень, затем всероссийский и отправились представлять Татарстан на международной Олимпиаде.

Во время интервью мальчишки толком не могут между собой договориться, удивительно как они стали одной командой. Но оба соглашаются с тем, что по отдельности бы не справились. Один модель собирает, второй - программирует. Требования к международной олимпиаде стали известны в январе. Начали готовиться: робота постоянно улучшали и к Сочи пересобрали седьмого.

- Появляется задача, и мы устраиваем мозговой штурм. На листочке записываем разные идеи, как их можно воплотить - рассказывает участник международной Олимпиады Рустем Мирзин. - Потом выбираем самую осуществимую идею и я, как инженер, начинаю собирать робота и отдаю программисту.

- А я уже нахожу кучу минусов, - продолжает напарник Михаил Фадеев. - Первоначальная  конструкция была настолько сложная, что механизм просто заедал и разваливался частенько. Сначала отказались от чего-то, потом еще, потом переделали другую часть робота. Если что-то не получается решить, мы сидим и думаем вместе как это можно сделать.

Робота собирают из конструкторов LEGO. Один набор стоит около 18 тысяч рублей, и забирать его домой нельзя. Поэтому все свободное время мальчишки проводят в Университете Иннополис. Летом, перед республиканскими соревнованиям, и вовсе ломали голову над конструкцией с утра до вечера. Все делали сами, учителя хоть и есть, но на помощь приходят в крайнем случае.

- Мы можем дать дельный совет, но у детей должно сформироваться полное понимание процесса, потому что в режиме реальных соревнований правила постоянно усложняют. Система такая: дети делают, мы им помогаем, они развивают свои навыки самостоятельно под нашим наблюдением, когда они достигают «потолка», мы помогаем его преодолеть, чтобы они дальше могли развиваться сами. К слову, Рустем сначала не очень хорошо собирал роботов, но сейчас достиг такого уровня, что никто среди школьников в STEM-центрах такого же собрать не может. В целом, знаний у ребят достаточно для поступления в университет, - рассказывает участник Олимпиады по робототехнике и преподаватель Университета Иннополис Нияз Кашапов.

С увлечением юные конструкторы мечтают связать профессию. Рустем хочет стать инженером, Михаил - программистом. Но заниматься робототехникой могут не только те, кто видит себя в этом будущем. Увлекательная наука поможет в изучении точных.

- Это инструмент, чтобы привить ребятам желание и мотивацию заниматься математикой, физикой и программированием. В школе большинству тяжело этим заниматься, а используя робота, они намного быстрее достигают результатов. Они изучают теорию по математике или физике, а дальше, используя материал, программируют и собирают роботов. Фактически, они сначала изучают, что такое синус, а затем учатся, как сделать так, чтобы робот повернул на правильный угол. Когда дети видят результат в виде собранного робота, которого они сами запрограммировали, используя знания по математике и физике, - это лучшая мотивация для продолжения занятий, - объясняет формулу успеха проректор по довузовскому образованию Университета Иннополис Сергей Масягин.

Сейчас робототехнику вводят в обычных школах. В качестве эксперимента в этом году в 39 татарстанских учреждениях у учеников 10 и 11 классов появился новый обязательный предмет. Конечно, насильно любовь к точным наукам гуманитариям не прививают. Под эту программу попадаю только ИТ-классы, поэтому отобрали те школы, где профильный класс уже был. Новый урок в расписании стоит раз в неделю и для него школы оснастили оборудованием, а учителей обучили.

- Чтобы ИТ-сектор развивался, люди, которые там работают, должны в первую очередь очень хорошо знать математику, уметь программировать. И чем раньше они начнут этим заниматься, тем лучше. На ИТ-специальности принимают по результатам ЕГЭ, но, как правило, не оцениваются его компетенции в области программирования. Поэтому важной для нас новостью стало решение, озвученное министром образования России Дмитрием Ливановым, о том, что результаты Олимпиады по робототехнике будут засчитываться при поступлении в вузы, - рассказывает Сергей Масягин.

Развивать робототехнику намерены не только в Татарстане, но и в других регионах. Поэтому в отдельных российских школах тоже планируют ввести новый предмет.

- Нам интересна робототехника, прежде всего, с точки зрения потенциала программирования. Любой робот - это не только механика и физическое изделие, но и огромный труд программистов, который определяет всю логику его работы, - сказал министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров на Олимпиаде по робототехнике.

В этом году впервые международная Олимпиада по робототехнике проводилась в России. За подготовку российской команды ко Всемирным соревнованиям теперь отвечает Университет Иннополис - пять лет российский этап будут проводить в Татарстане. В следующем году, юных конструкторов и программистов соберут в одноименном новом российском городе-спутнике, что возводится вблизи Казани.