Европейская неделя качества, которая проводится в первых числах ноября во многих странах мира, стала традиционной в Татарстане с 1995 года. В этом году она проводится под девизом «Выигрыш - через качество».

 

Сотрудники проверяющих ведомств в эти дни усиливают контроль за потребительским рынком и проводят дегустации продуктов питания. Об этом журналистам рассказала глава Управления Роспотребнадзора по Татарстану Марина Патяшина.

- С начала года нами рассмотрело более 5 тысяч письменных обращений граждан на нарушение прав потребителей. Если посмотреть   динамику, с 2008 года количество обращений увеличилось в 5 раз. Это говорит о том, что  повышается уровень правовой грамотности потребителей, - сказала Патяшина.

По ее словам, первое место по количеству жалоб занимает сфера реализации непродовольственных товаров. В первую очередь, - мобильных телефонов, планшетных компьютеров и ноутбуков. Чаще всего торговцы или работники сферы услуг нарушают сроки ремонта некачественного товар, не выдают замены товара на период ремонта, нарушают сроки рассмотрения обращений,  отказываются от расторжения договора.

- Продавцы идут на любые уловки, чтобы не вернуть деньги потребителю, поэтому для решения проблемы, потребителям необходимо обратиться с письменной претензией в адрес продавца, а в случае отказа обратиться в суд. Не нужно этого бояться, поскольку суды в 95 процентах случаев рассматривают иски в пользу потребителей, взыскивают деньги не только за некачественный товар, но и за моральный вред, судебные издержки и неустойки, - уточнила глава Роспотребнадзора. Она отметила, что предприниматели прекрасно знают о сложившейся судебной практике, поэтому при получении письменной претензии от покупателя обычно пытаются решить проблему в досудебном порядке.

И все же, чтобы уберечь время и нервы от разбирательств с продавцами, нужно внимательно выбирать товар и правильно оценивать его качество. К примеру, в этом году более 40 татарстанцев стали жертвами недобросовестных коммерсантов, которые ходили по квартирам, предлагая покупателям чудо-фильтры для очистки воды. Покупателям прямо на месте предлагали заключить договор и купить оборудование в кредит, заплатив от 40 до 55 тысяч рублей. Через некоторое время покупатели понимали, что фильтры не стоят таких денег и обращались в Роспотребнадзор с просьбой помочь в расторжении договоров.

 «После наших проверок таких фактов, было выявлено множество нарушений. Были претензии к самим фильтрам, к сопроводительной документации, а самое главное - лабораторное исследование показало, что фильтры не способны коренным образом изменить качество воды», - сказала глава Управления.  По словам Патяшиной, общая сумма наложенных штрафов на продавцов фильтров составила более 400 тысяч рублей, в добровольном порядке 23 покупателям возвращено более 1 миллиона рублей. Остальные обращения находятся в работе ведомства.