Директор казанской школы «СолНЦе» рассказал порталу «События», как спасали нестандартное образовательное учреждение и почему детям так нравится учиться здесь.

 

Школа «Солнце» существует чуть больше года, в мае 2013 года ее основал Павел Шмаков. В Казани он известен, как противник традиционных методов преподавания. У него свой взгляд на то, как должна выглядеть современная школа. Разделяют этот самый взгляд не многие. Отчасти по этой причине Павлу Анатольевичу пришлось оставить кресло директора лицея им. Лобачевского и основать собственное образовательное учреждение – школу «СолНЦе». 

Специализированный олимпиадно – научный центр для интеллектуально-увлеченных школьников – так расшифровывается название. Именно такие ребята учатся здесь, именно таких ждут.

- Это категория намного более широкая, чем одаренные. Это большинство детей в разные периоды их жизни. Пока обычная школа не убила в них живые желания, - говорит Павел Шмаков.

Отличий школы «Солнце» от обычных общеобразовательных учреждений много. Небольшое двухэтажное здание в центре города больше напоминает не школу, а дом для большой семьи. Компактные классы, небольшие коридоры, и, конечно, сами ребята, которые чувствуют себя в школе свободно и легко.

В других школах эти ребята считались «ботаниками», им было скучно там. Главное, что их объединяет - это интерес к учебе, они здесь даже на переменках задачки решают. А еще все ребята активные, светлые, в депрессии нет никого, - говорит учительница татарского языка Лейсан Гараева.

«Солнце» открыто для новых учеников: вступительные экзамены проходят несколько раз в год. Совсем скоро пробовать свои силы будут семиклассники и восьмиклассники города. Первое испытание - сдать математику, эта дисциплина здесь в особом почете, ведь она - царица всех наук.

Затем нужно пройти этап русского языка. Для 7-классников обязательна эвристика, которая выявляет творческое мышление, а для ребят постарше вводится профильный предмет: например, биология или история.

Поступить, по мнению директора, в школу несложно:

- У нас нет отбора. Когда человек сдает на водительские права - это не отбор, а некий минимум, чтобы машину водил и людей не сбивал. У нас в России есть ЕГЭ, который должны сдавать все. Вот мы и учим его сдавать - начиная с этапа поступления к нам. Некий минимум школьник должен выучить, если хочет к нам. Это нетрудно. И тот, кто хочет, всегда поступает к нам.

В прошлом году обучение в «Солнце» было бесплатное. Сейчас школа получила лицензию и с сентября родители ежемесячно платят сумму, назначенную министерством образования, в 1200 рублей. Сейчас в школе учится 99 человек по 15-17 учеников в классе начиная с 7. И, как говорит исполняющая обязанности директора, пока Павел находится в командировке за границей, Анна Маргулис, расширение состава не в приоритете, важно - чтобы дети были интеллектуально увлечены.

Любой желающий может посещать наши уроки при условии, что он не будет нарушать дисциплину в классе. Мы берем либо сильных ребят, либо очень мотивированных.

Например, в этом году к нам поступала победитель Всероссийской олимпиады по экологии Настя Кочнева, но девочка была слаба по математике. Так вот, за полтора месяца подготовки она пересдавала математику несколько раз, и, в конце концов, мы ее приняли, - говорит Анна Маргулис.

Все в этой школе подчинено одному - вызвать у школьников желание узнавать новое, а потом научить этому. Здесь работает несколько десятков учителей: многие с учеными степенями из университетов, другие пришли вслед за Шмаковым из лицея им. Лобачевского. Приходят и молодые кадры, остаются, правда, единицы, самые заинтересованные и упорные. По мнению Шмакова, только такой наставник сможет пробудить желание к учебе у самого ученика.

Помимо школьных уроков в «Солнце» очень много дополнительных кружков и занятий. Кроме того, ребята часто всей школой ходят на различные лекции в университет, каждую неделю аспиранты и преподаватели Казанского Федерального приходят и к самим школьникам.

Обязательным для школьников является участие в различных олимпиадах или разработка своих научно-исследовательских проектов. Например, ученик 11 класса Егор Петров в прошлом году занял первое место на Всероссийском ежегодном конкурсе изобретательских и творческих работ в Москве.

- Работой этой занимался с прошлого учебного года, мне интересны определенные области лингвистики и показалось достаточно неплохой идеей упростить поиск данных в этой сфере. Вкратце, работа эта о диахронической фонетике. Победа здесь дает приоритет при поступлении в вуз, - делится парень.

Кто-то находит себя в науке, кто-то в творчестве, но все они ребята стремяться создать что-то новое, улучшить жизнь. Так, десятиклассницы Алина Алмазова и Стася Воробьева уже второй год организуют благотворительные концерты «Аккорды жизни».

- Эта идея нашего учителя информатики, а мы загорелись ей, - говорит Алина и рассказывает дальше о школе. - Пришла сюда во время  интеллектуальной Универсиады, мне очень здесь понравилось. Можно сказать, что собрали единомышленников из разных школ города, все веселые, неординарные, нестандартно мыслят. Учителя тоже другие. В прошлой школе на уроках физики мы просто штудировали учебники, а здесь учитель заставляет нас думать, разговаривает с нами, добивается, чтобы мы начинали размышлять.

Сами ученики называют себя семьей, постоянно подпитывают друг друга энергией и идеями и очень рады, что попали именно сюда.

- В обычной школе все по звонку, нет места, где можно просто посидеть, а здесь наш дом. Я, например, прихожу пораньше до уроков, приходим сюда в каникулы, отмечаем праздники, - делится ученица 11 класса Гузель Галеева.

Но еще совсем недавно существование школы «Солнце» было под большим вопросом. Дело в том, что не успел Павел Шмаков получить разрешение в мае 2013 года на открытие этого центра, как с осени начались нападки на школу по поводу аварийности старого здания. Борьба за «Солнце» шла почти год. Одним из тех, кто помог сохранить школу - был ученик Никита Алкин. Призер Всероссийской олимпиады по биологии 31 октября создал петицию в пользу сохранения уникальной школы. За 8 месяцев ее подписало более 83 тысяч человек, и школа, наконец, получила лицензию.

Борьбе за место под образовательным солнцем на этом не закончилась. Мэрия Казани выделила для «Солнца» часть первой школы на улице Лево-Булачной, однако там их никто не ждет. А в старом здании нет места для таких элементарных помещений, как столовая и спортзал. Два года назад под них обещали, построить пристрой, но все закончилось разговорами. В октябре к проблемам «Солнца» прислушались в правительстве Татарстана. Было выделено 13,3 миллионов на ремонт здания. Пока этих денег никто не увидел, и ремонт вынуждены делать на собственные средства. Так что бой еще не окончен, выигран один раунд, впереди новые, считают сами ученики и преподаватели «Солнца».

В школе говорят, что директора не случайно сейчас нет в школе: он вынужден ездить в Финляндию и зарабатывать деньги для себя и для школы. И может быть неслучайно зарплату учителям ни в конце октября, ни в этом месяце не выплачивают...

- Я могу иногда позвонить Министру - он дал мне свой мобильный. Делаю это редко, в очень важных случаях. Нормальные отношения с ГОРОНО, общаемся. Мы им всем очень неудобны, но нас пока терпят, - говорит Павел Шмаков.