«События» решили узнать, какие пилотные проекты работают в республике. Ведь это словосочетание для татарстанцев стало настолько привычным, что в последние годы складывается впечатление, что мы испытываем и внедряем все самые передовые идеи и технологии.

 

А ведь пилотный проект - это «проба», которая нужна в тех случаях, когда основной проект уж очень инновационный, высокотехнологичный, а вот каким будет итог  - никто вам точно не скажет. Получается, что регион-«пилот», как летчик-испытатель, берет на себя не только риски, но и ответственность за результат. Дескать, проверено — все работает, можно внедрять  всем!  
Сколько всего таких проектов было реализовано в республике - никакая статистика не знает, потому что все они касались разных сфер жизни и экономики и курировались различными ведомствами. Но некоторые у всех на слуху, потому что касаются каждого. Мы расскажем именно о таких.

Большой ремонт в складчину с собственниками 

С 2007 года Татарстан активно участвовал в программе капитального ремонта многоквартирных домов совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ. На эти цели Фонд выделил республике 6 миллиардов 652 миллиона рублей. А общий бюджет программы с учетом всех источников финансирования -  федерального, республиканского и муниципального и других интегрированных в программу источников составил порядка 15 миллиардов. На эти деньги за два года в Татарстане было отремонтировано 4 470 домов. Но оставались еще 6 737 (общей площадью 23,5 миллиона квадратных метров), которые срочно нуждались в ремонте.

Чтобы не останавливать «большой ремонт», власти республики выступили с предложением реализовать на территории Татарстана пилотный проект по отработке механизма капремонта многоквартирных домов с привлечением средств собственников. Был создан региональный Фонд и специальные целевые счета каждого конкретного дома. Доля софинансирования капремонта за счет собственников увеличилась с 8% до 44%, зато благодаря этому на капремонт многоквартирных домов в 2011 году республика привлекла из разного уровня бюджетов еще более 5,6 млрд. рублей.

С 2008 по 2013 год на капремонт в Татарстане было потрачено 34,2 млрд рублей  - из всех источников, в том числе 7,5 млрд рублей - средства собственников. На эти деньги было отремонтировано более 11 тыс. домов.

В настоящий момент завершена программа капремонта многоквартирных домов и на 2014 год. Отремонтированы все 793 дома.

- Подобные пилотные проекты помогают решить острые проблемы в нашей республике, - считает пресс-секретарь министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Гульназ Минниханова. – Да, мы берем на себя определенные обязательства, но получаем дополнительные средства. Например, благодаря этому проекту было привлечено 5 миллиардов 645 миллионов рублей. Кроме того, сейчас можно с уверенностью сказать, что Татарстан является лидером среди субъектов Российской Федерации по реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов.

Теперь опыт Татарстана по «большому ремонту» в складчину с собственниками распространился на всю Россию.

Доступная среда  

Этот «пилот» отрабатывает методологию создания безбарьерной среды для людей с инвалидностью в рамках обязательств, которые Россия взяла на себя, присоединившись к Конвенции ООН по правам инвалидов. Это и оборудование пандусами и подъемниками социально значимых объектов инфраструктуры, общественного транспорта, и вовлечение людей с ограниченными возможностями в занятие спортом, и обеспечение их рабочими местами и так далее. 

Реализация проекта затрагивает семь сфер: образование, здравоохранение, культура, транспорт, информатика и связь, спорт и физическая культура и жилищный фонд. Финансирование — 50/50 совместно с федеральным бюджетом. В 2014 ом — в объеме 526 миллионов руб. (в том числе 215 миллиона рублей – из федерального бюджета). Кроме того, на работы, направленные на обеспечение доступности общеобразовательных школ выделено еще 264 миллиона.   

Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов
(Дуальное образование)

Пилот стартовал в нынешнем году. Цель - покрыть дефицит рабочих рук на рынке труда республики. Предполагается, что учебные заведения теперь начнут ковать исключительно те кадры, которые нужны экономике. А чтобы квалификация новоиспеченного пролетария целиком и полностью соответствовала потребностям современного производства, в образовательном процессе в обязательном порядке вовлекут и будущих работодателей. Общий объем финансирования программы в 10 регионах-пилотах составит 410 миллионов долларов. То есть, нашей республике достанется  примерно 41 миллион $. Но при условии, что из них 7,5 миллионов «зеленых» региональный бюджет возьмет на себя, а еще 500 миллионов каждому субъекту подкинет федеральный бюджет. Остальные 33 миллиона долларов — кредит МБРР. 

Арендное жилье 

Проект пока в разработке. Задачи - создание условий, при которых формируется конкуренция с частным сектором арендного жилья, сокращение нелегального рынка аренды жилья, оказание поддержки в предоставлении жилья  тем, кто не может позволить себе первоначальный взнос по ипотеке и не может участвовать в программе социальной ипотеки (для определенных категорий граждан). На территории всех районов республики планируется строительство арендного жилья четырех  видов: «эконом»- общежитие блочной системы, «эконом +» - изолированная малосемейная комната, «стандарт» - стандартная квартира и «комфорт» - квартира улучшенной планировки. Стоимость аренды жилого помещения будет ниже на 20-30%, чем просят сейчас собственники квартир. 

Инновационные дороги

Какой же водитель не мечтает, чтобы дороги служили долго и ездить по ним было одно удовольствие! Вот Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО и  предложил регионам испытать инновационную технологию при строительстве дорог. Примерная стоимость проекта - 132 миллиарда рублей. Татарстан не отказался от такого предложения - «пилотом» стал участок автомагистрали «Алексеевское – Альметьевск» в составе строящейся платной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» протяженностью 6,4 км. Кроме уникального дорожного покрытия, на этом участке предусмотрена интеллектуальная система управления транспортом, которая, по расчетам разработчиков, сведет к минимуму пробки, сократит число аварий и вообще наведет порядок на дорогах. К участию в наблюдении подключат и ГЛОНАСС. «Пилотную» дорогу планируют открыть к 2018 году.