Портал «События» разбирался в странном заявлении транспортников, которые привязали стоимость проезда к слабеющему курса рубля.

 

На очередной сессии казанской гордумы транспортники города обратились к мэру столицы Ильсуру Метшину с просьбой повышения проезда в общественном транспорте. Директор ПАТП-4 Наиль Садриев обосновал такое решение ростом цен на топливо и курса доллара, так как это, по его словам, ведет к повышению затрат на запчасти для автобусов. Руководитель назвал и альтернативу увеличения тарифов - увеличение объема субсидирования перевозки льготных категорий пассажиров.

Мэр Казани на просьбу никак не отреагировал. Воздерживаются от комментариев и в пресс-службе столичной администрации. Отметим, что в республиканский Госкомитет по тарифам, который и дает одобрение на повышение тарифов, пока никаких документов от транспортников не поступало.

- Срок рассмотрения документов составляет 2 недели, потом открывается дело и через месяц проходит заседание согласительной комиссии, на котором уже принимается решение о повышении тарифов. На сегодня заявлений от автотранспортных предприятий не поступало, - ответили корреспонденту портала sntat.ru в пресс-службе Госкомитета.

В самой мэрии предложение директора ПАТП-4 пока никак не комментируют.

Тем временем в казанцы уже бурно обсуждают возможные изменения и гадают, какую же сумму мы скоро будет платить за поездку в автобусах города.

Это было вполне ожидаемо, что повышение тарифов будет. Но причем тут повышение курса доллара?

Если дело в заграничных запчастях, то все вопросы в таком случае к мэрии Казани, зачем они закупали импортные автобусы, когда у нас в Нижнекамске есть свой автобусный завод? Почему пассажиры должны оплачивать эти потребности? А повышение на ГСМ вообще незначительное. Проезд в транспорте сейчас и так завышен. В соседних регионах проезд 15 рублей, а у них и протяженность маршрутов длиннее, - поделился региональный представитель ФАР Рамиль Хайруллин.

Представитель федерации автовладельцев России даже назвал приблизительную стоимость будущего проезда:

- Говорят, что повысить хотят сразу на 2 рубля. Проезд будет то ли 22, то ли 23. Почему не 25? У нас же любят круглые цифры.

Не согласны с повышением тарифов и обычные горожане, на которых и ляжет основное бремя увеличение стоимости проезда.

На мой взгляд, поднимать цену на проезд нет необходимости.

Насколько я знаю, у нас в городе специально заменяли старые автобусы (которые как раз импортные - типа Golden Dragon и т.п.) на отечественный НефАЗы. Так почему для них запчасти должны быть из-за рубежа, если автобусы наши, российские? И второе - нас постоянно (раз в полгода минимум, наверное) СМИ пугают тем, что опять грядет повышение тарифов на проезд, возникает буря возмущенных граждан, чуть ли не до пикетов и митингов дело доходит. А проезд так и остается одним из самых дешевых. Правда, неожиданным было, когда уравняли стоимость проезда на всех видах транспорта, ведь наверняка затраты на содержание автобусов и зарплату сотрудникам не равно тем же затратам на содержание метро, трамваев? В общем, рассуждать мы можем что угодно, но редко кто прислушивается вообще к мнению горожан. Конечно, мы не захотим платить больше, и будем возмущаться, потому что цены растут, а уровень этих самых «общественных транспортов» - нет, - говорит житель Казани Тимур Е.

Слабеющий курс рубля прозвучал, как один из аргументов роста стоимости проезда, но выглядит он, мягко говоря, странно. Вот и экономисты находят в словах Наиля Садреева некоторые нестыковки. По мнению эксперта портала «События» Антона Соболева, необходимо проверить так ли зависит общественный транспорт столицы от иностранных запчастей.

- Спрос на проезд в автобусах малоэластичен, то есть люди меньше ездить на общественном транспорте не станут, если поднять цену на 2-3 рубля. Правильный вопрос: приведет ли повышение цены к такому увеличению прибыли, что будут с излишком покрыты все расходы, связанные с покупкой (заменой) запчастей, удорожанием ГСМ и будут зафиксированы дополнительные прибыли? Сказать сложно. Повышение тарифов переводит этот вопрос в плоскость карманов граждан, а субсидирование увеличивает нагрузку на бюджет, - говорит экономист Антон Соболев. - А в самом заявлении Садреева есть два утверждения, которые нужно для начала проверить. Нам нужны деньги, потому что запчасти иностранные и цены на них растут из-за курса. Откуда берутся запчасти? В каком месячном объеме они закупаются? И второе - увеличение зарплаты работникам. Чтобы точно сказать, спекулирует ли Садриев или нет, нужно знать, действительно ли нужно повышать зарплату, чтобы оставить у себя кадры? Они хотят держать реальную зарплату на одном уровне, значит надо понимать, насколько сильно выросли цены. Если роста сильного не было, тогда это просто прием, чтобы деньги были выделены.

Так или иначе, жителям Казани пока остается гадать и ждать официальных заявлений, которые бы разъясняли ситуацию.