В Казани прошел конкурс профессионального мастерства среди водителей и кондукторов городских маршрутных автобусов.

 

Марина Гайнуллина из МУП «ПАТП-2» уже 7 лет работает на маршруте № 18, признается, что она по натуре такой человек, что любит общаться с людьми, а для кондуктора - это главный критерий.

- Мы встаем кто в 4, кто в 5 - дело привычки. Раньше работали 2 через 2, сейчас день через день. Поскольку у нас хозяйство, сад, огород - удобно. В 7 утра начинаем, в 7-8 заканчиваем. У меня было ИП, я на рынке работала, в Москву ездила на Черкизовский 7-8 лет – это тоже нелегко было. Скандалов у нас на маршруте не бывает, самое главное – относиться к людям уважительно. Мне повезло, что маршрут постоянный, расписание одно и то же годами. Одни и те же люди ездят утром-вечером, как родственники все - говорят «Доброе утро» и «Добрый вечер». Дети у меня взрослые - студенты, их не нужно водить в садик. Так что в бытовом плане - нет проблем.

Еще одна важная черта, которая должна быть у каждого кондуктора – стрессоустойчивость. Бывает, что люди ругаются и тут важно быстро решить проблему.

- Говоришь, мол, товарищи, вы не одни, видеокамера на вас смотрит – быстро сглаживается, - рассказывает Марина.

- Кто вообще работает кондуктором?- интересуемся у нашей собеседницы.

- Врачи, юристы, бухгалтеры. Много невостребованных, например, человеку 40-45, он не может устроиться, компания закрылась и по возрасту сложно что-то найти. Чем больше у человека жизненный опыт - тем ему легче - в любой ситуации сохраняет выдержку.

Свой маршрут Марина любит. Обслуживает он пять районов: Приволжский, Советский, Ново-Савиновский, Московский, Авиастроительный.

- Единственная сложность - бывают люди, которые едут 2 остановки - можешь не успеть обилетить. Поскольку я знаю процентов 70  пассажиров. Понимаю, что они едут на 16-ый завод – и не спешу. А к незнакомым подхожу в первую очередь. Зайцы редко бывают – денег нет, зашел, разговаривает по телефону, говорит «А я потом, я еду далеко» и на следующей выходит. За ним не побежишь – ну ладно может, жизненные обстоятельства такие – один раз в неделю ничего страшного.

Водителя, с которым ездит Марина, зовут Рустам, он уже 11-ый год за рулем. Говорит, что водить - его хобби с детства. Правда, времени после работы очень мало, иногда на сон остается только 4 часа.

- Тяжело, а куда деваться, - вздыхает мужчина. - Не страшно уже брать ответственность, привык.

А вот к лихачам водителя не отнести.

- Тут не разгонишься, даже если захочешь – интервалы остановок не позволят.

В экзаменационный автобус (все серьезно - парта посреди салона) заходили сначала по одному и вытягивали билет в конверте. 3 вопроса, отвечать нужно сразу: теория, психология и медицина. С теорией было легче всего - права и обязанности пассажиров и свои собственные кондукторы знают и так.

Ирина Жданова работает кондуктором 10 лет. Женщина рассказывает, что часто ловит молодежь с проездными бабушек и дедушек. Она отвечает первая, в билете – вопрос про реакцию на агрессора.

- Вообще, лучше обращать меньше внимание и нужно подыграть ему – делать вид, что вы его воспринимаете, слушаете.

- А если вы вошли в конфликт? – допытывает судья.

- Матом не буду ругаться. Ни к чему хорошему не приведет, конфликт окажется полностью захвачен салоном. Я с мужем работаю, он водитель, ему нужна тишина и спокойствие.

Ирина объяснила, что у супруга проблемы с желудком и сердцем, поэтому она хорошо знает, какие лекарства ему можно и нельзя принимать, так что в случае потери сознания сориентируется, что делать. Но в итоге участница получила 5 с минусом, как и многие конкурентки. Без ошибок справились только 2 девушки.

Участницы также решали, как поступать, если нет сдачи – это проблема кондуктора, так что высаживать пассажира не стоит, а вот мелочью дать сдачу тому, кто ленится найти подходящую сумму - это ответная мера. Очень часто с крупными купюрами пристают студенты, которые понимают, что смогут таким образом проехать бесплатно.

Стереотип, что «кондукторша» – это крупная неухоженная женщина. Сегодня соревновались и девушки с красивым маникюром, подведенными глазами, уложенными прическами, в сапожках на высоких каблуках.

За единственной девушкой-водителем соревнований  наблюдали придирчиво : «Села за руль - будь любезна знать правила!». Однако, Анна Пронина из МУП «ПАТП-4», в итоге заняла 3-е место в личном зачете, не допустив ни одной ошибки при ответе на вопросы за 2 минуты 21 секунду.

Всего в 5 номинациях «ДТП», «Вождение», «Личный зачет», «Предприятие», «Кондуктор» стартовали 11 команд - 11 кондукторов и 13 водителей. Судьи рассказали, что самая большая сумма, которую получит победитель вместе с дипломом и медалью - 10 000 рублей.

- Возможно, вы обратили внимание, за последний год произошла городская смена подвижного состава, - напомнил Николай Стукалов, заместитель председателя Комитета по  транспорту. - Весь водительский состав ездит в форменной одежде. Мы значительно улучшили процент выполнения регулярных рейсов, которые происходят на линии.

Организаторы отмечают, что подобные соревнования должны стать и для остальных сотрудников городского автотранспорта примером. Чтобы в общественном транспорте Казани работали не 24 вежливых человека, а гораздо больше.