Вот уже несколько лет в Казани грозятся разогнать нелегальных перевозчиков. Под видом заказных автобусов они дублируют легальные рейсы. Пока «бомбилы» выигрывают у контролеров с ревизорами.

 

- Челны, Нижнекамск, Мамадыш, Сабы! Девушка, куда вам?

Даже обычным прохожим не удается уйти от внимания бойких таксистов. В этом месте улица Космонавтов напоминает скорее вокзал, чем остановку городского общественного транспорта. Десятки микроавтобусов, «Газелей» и частных такси паркуются, набирают пассажиров и уезжают. На их место тут же подъезжают новые.

На неудобства пассажиры не жалуются. И большинство опрошенных на остановке людей голосуют за то, чтобы оставить маршрутных таксистов.

- Если их уберут, будет плохо. Вот, допустим, взять сабинский автобус. Он по расписанию бывает в 9.20, потом в 11.30. Такое количество времени реально ждать на улице зимой? Мы, конечно, идем и садимся к ним. Они как палочка-выручалочка. Если разгонят этих таксистов, здесь столько народу наберется! Ведь всего 4 рейса маршрутных автобусов. Нет, без них никак. Мы просим их оставить! - говорит Валентина Губайдуллина.

- Я обычно езжу в Челны. На автовокзал мне ехать далеко. Поэтому уезжаю с этой остановки. Мне сюда намного ближе, и здесь удобнее. Часто ходят автобусы. Можно по телефону позвонить, заказать место и к назначенному часу спокойно подъехать. Билеты стоят так же как на официальном рейсе, а иногда дешевле. Если такси уберут, там, на автовокзале, тут же цены поднимут. Частники как конкуренты их хоть немного сдерживают, - считает другая пассажирка Флера Мингалеева.

Пассажирам важнее, чтоб удобно, а вот специалистам - чтоб безопасно. У такого частника пассажир не застрахован. А значит, в случае ДТП и спросить будет не с кого. Несколько раз за лето сотрудники ГИБДД Казани проводили здесь проверки.

- Там достаточно сложная ситуация. Потому что заказные перевозки весьма расплывчато регулируются законодательством. И у нас нет административного рычага, чтобы запретить или разрешить им перевозить людей. Периодически мы, конечно, устраиваем там рейды совместно с администрацией города. Проверяем техническое состояние их транспортных средств, чтобы не было совсем автохлама. И чтобы люди могли ездить с комфортом и при соблюдении правил безопасности, - прокомментировал ситуацию начальник отдела ГИБДД УМВД России по Казани Рустем Ибрагимов.

От районной администрации дорожные инспекторы потребовали оборудовать здесь парковку. Установить забор и ограждения, чтобы таксисты не портили газон и не заезжали во дворы.

- Мое мнение - муниципалитету нужно оборудовать эту территорию, навести порядок, убрать мусор, положить асфальт. Разрешить им цивилизованно парковаться, и взимать за это плату. Например, около ЦУМа на Саид-Галеева, там северо-западное направление маршруток паркуется. Небольшое ограждение, муниципальная парковка, и ради бога заезжай, - высказал свое мнение главный дорожный инспектор Казани.

Всего в Казани 15 таких стихийных площадок, откуда пассажиров развозят по всем городам и весям республики.  Самые популярные - на остановках общественного транспорта «улица Космонавтов», «РКБ», «Горьковское шоссе», «проспект Победы», «поселок Залесный» - около магазина «Бахетле», площадь около ЦУМа, на ул.Халитова - у ОАО «Компрессормаш», на площади им. Г.Тукая- у ТРЦ «Кольцо», на ул.Татарстан - у театра им. Г.Камала.

Создана даже специальная мобильная группа, которая «ловит» нелегальных маршрутных таксистов. Входят в нее работники почти десятка министерств и ведомств: Минтранса, Госавтонадзора, ГИБДД, УЭБиПК, ФСБ, Ространснадзора, УФНС и исполкома Казани. Проверили уже 230 автобусов. На половину составили административные материалы. Выписали штрафы на 220 тысяч рублей.
По итогам рейдов инспекторы направили в налоговую данные на 25 «серых» перевозчиков. Ространснадзор составил реестр, куда вошли 55 предпринимателей. В дальнейшем их будут регулярно проверять на соблюдение требований транспортной безопасности.

Впрочем, ни штрафы, ни все прочие санкции не могут пока повлиять на работу нелегальных перевозчиков.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики, конечно, требуют устранить нелегальных «конкурентов». Глава ведомства сообщил, что в Татарстане незаконно перевозят пассажиров около 500 псевдозаказных автобусов. Все они дублируют рейсы легальных. Это 200 автобусов большой вместимости и еще 300 - малой. Основные нарушения - по правилам перевозок пассажиров и багажа по заказу, а также управление с неработающим тахографом или без него. Кроме того, есть претензии к техническому состоянию машин и по нарушениям правил остановки и стоянки автобусов.

- Наше законодательство разрешает осуществлять подобные перевозки без договорных отношений. Этим пользуются часть перевозчиков, которые хотят работать вне налоговых отношений, вне закона. Мы даже знаем в Казани места отправления автобусов, которые под видом заказных перевозок везут горожан по регулярным направлениям. В частности, на улице Яхина работают такие автобусы. При этом не обеспечивается безопасность пассажиров. Мы не знаем: куда и кого перевозят эти водители. При проверке документов выясняется, что у них с заказными перевозками всё в порядке, - заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин.

В числе проблемных министр упомянул и Советскую площадь и пообещал вскоре навести здесь порядок. Руководитель министерства заявил, что в ближайшее время проблемой займется специальная межведомственная группа.