Осенью и зимой количество ДТП с участием пешеходов увеличивается аж в два раза. А всё потому, что водители в сумерках на мокрой после дождя и бликующей в свете фонарей дороге людей не видят.

- Еду вечером с работы, как вдруг из кустов на дорогу выбегает нечто светящееся. Я по тормозам, смотрю: нечто - это собачка, на которую владельцы предусмотрительно надели ошейник со светодиодной лентой. Хозяев при этом, которые шли рядом, совершенно не видно было. Так что «светящийся» песик им жизнь спас, - объясняет Елена продавцам в магазине, зачем ей нужен жилет, как у гаишника, только детский. - Я собственными глазами увидела, что пешеходы на дороге в темное время суток, а особенно в дождь, вообще не видны.

Осенью и зимой количество ДТП с участием пешеходов увеличивается аж в два раза. Если за лето под колеса автомобилей в среднем попадают 30 - 35 человек, то осенью - более 70.

Причем большинство трагедий происходит в темное время суток. А всё потому, что водители в сумерках на мокрой после дождя и бликующей в свете фонарей дороге пешеходов не видят.

- ГИБДД Татарстана рекомендует пешеходам в темное время суток использовать световозвращающие вставки на одежде, сумках, обуви, а также световозвращающие жилеты и браслеты. При движении с включенным ближним светом фар расстояние, на котором можно заметить пешехода в темноте, равно 25 - 30 метрам. Если у пешехода есть световозвращающий элемент одежды, то это расстояние увеличивается до 130 - 140 метров, а при включенном дальнем свете фар - до 400 метров. То есть риск наезда на пешехода снижается на 65 процентов. Наглядный пример - это наши сотрудники, любой водитель скажет, что инспектор ГИБДД, одетый в сигнальный жилет, заметен издалека, - рассказали «Событиям» в ГИБДД Татарстана.

В странах Северной Европы с таким же коротким световым днем, как у нас, светоотражающие жилеты на детей, например, надевают даже днем. Если детская площадка находится через дорогу от детского сада, то воспитатель обязан одеть детей в сигнальные жилеты. А в темное время суток носить светоотражающие жилеты или другие приспособления (браслеты, значки) должны и взрослые, иначе штраф.

Если водитель сбил пешехода, не «укомплектованного» маячками, то он освобождается от всякой ответственности.

В России светоотражающая лента популярна у автомобилистов - ей обклеивают машины, чтобы красиво было и видно издалека, но вот себя подсветить для этих же целей никто не решается. Носить светоотражающие элементы - фликеры - боятся больше, чем попасть под колеса. Воспринимают их как посягательство на свою свободу, прежде всего, в выборе одежды: и правда, ярко-салатовый жилет совершенно не гармонирует с норковым манто. Это одна из причин, считает психолог Рамиль Гарифуллин.

- Здесь дело не в ментальности, не в российской безалаберности. На Западе, поверьте, живут точно такие же люди. Просто они погружены в условия, где наказывают за то, что ты поступаешь нехорошо. А не заботиться о собственной безопасности - это нехорошо, поэтому все вынуждены надевать специальные приспособления. У нас же слишком лояльное отношение к пешеходам со стороны ГИБДД, - говорит Рамиль Гарифуллин.

В Белоруссии, где пять лет назад законодательно обязали граждан носить светоотражающие приспособления, ДТП с участием пешеходов стало на 50 процентов меньше. В России вокруг фликеров пока только разговоры, хотя «Союз пешеходов» предложил внести подобный законопроект в Госдуму.

- Вначале мы хотели внести поправку в Правила дорожного движения. Заменить словосочетание «пешеходам рекомендуется» на «пешеходы обязаны» носить светоотражающие элементы. Но тогда было бы непонятно, какие должны быть эти элементы: форма, вид, качество. Кто бы гарантировал пешеходам, что они приобрели настоящий фликер, а не подделку, которую уже с 50 метров не видно? Поэтому первое, что сейчас нужно, - это разработать государственный стандарт. Второе - продумать систему штрафов. В Эстонии штраф эквивалентен нашим 6 тысячам рублей, в Белоруссии - 400 рублей. Мы предлагаем на первые шесть месяцев не штрафовать, чтобы люди успели купить фликеры. Третье - это их стоимость, хороший стоит порядка 100 рублей, но для многих и это большая сумма. В Финляндии, например, фликеры ежегодно 13 декабря бесплатно раздают во всех трамваях, на них печатают рекламу, такой способ и мы могли бы перенять, - считает Екатерина Алтайская, член Центрального совета движения «Союз пешеходов».

Где купить?

В магазине детских товаров светоотражающих жилетов и браслетов корреспондент «Событий» не нашла, зато они есть в строительных гипермаркетах и интернет-магазинах.

Жилет сигнальный в интернет-магазине - 83 рубля

Жилет сигнальный в гипермаркете стройматериалов - 138 рублей

Светоотражающий браслет в гипермаркете стройматериалов - 28 рублей

Светоотражающая лента 5 метров - 170 рублей