Проект «…И рай открылся для любви» покажут казанцам 10 октября в БКЗ им. Сайдашева. Спектакль приурочен к 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова.

 

Автором проекта стал Рустем Галич, который всю жизнь мечтал путешествовать, читать стихи и получать за это деньги. Сейчас он успешно реализовывает себя в США: работал на радио, телевидении, организовал свой театр поэзии и музыки, выступает с концертами. В Казани живет мама актера, которую он часто навещает. А спектакль готовится каждый раз обычно за неделю, так что уже в начале октября мастер словесности вернулся в столицу.

За неизменную основу спектакля взят текст Лермонтова «Демон», есть драматические куски, отрывок оперы «Демон» Рубинштейна, музыка Баха, Рахманинова, кавказские народные танцы. История, производящая гипнотическое впечатление, рассказывает о любви грузинской княжны и полубожества, падшего ангела.

- Достаточно сложно определить жанр, - признается Галич, - я думаю, может правильнее мне процитировать Михаила Врубеля, который когда-то в своем дневнике написал, что он мечтает сделать такой театр, в котором были бы представлены и поэзия, и драма, и музыка, и живопись, и оперное пение, и танцы.

Он говорит, что спектакль делал по наитию, но после фразы Врубеля понял, что получилось именно так. В разных городах жанровая палитра меняется. По концепции проекта, Галич опирается на местных исполнителей, поэтому более 30 спектаклей – разные. Где-то помогает Симфонический оркестр, где-то – фольклорный ансамбль.

Это уже 4-ый спектакль, поставленный совместно с Татарским государственным камерным хором. В этот раз режиссер считает, что спектакль отшлифованный.

- Большая загадка, чем он вдохновляет уже 200 лет не только меня, но и всех художников, - говорит про Лермонтова Галич. - Там идет мощный энергетический заряд, который сплавляет многие пласты: и философские, и религиозные, и бытовые. В этом и заключается гениальность этой поэмы – кто бы ее не прочитал – никого не оставляет равнодушным, каждый находит свое сокровенное.

Рустем Галич утверждает, что главный герой спектакля – Михаил Юрьевич, потому что трогает именно гениальный текст, а все остальное помогает.

- По идее, это - хоровой проект, - рассказывает Художественный руководитель и дирижер
Государственного камерного хора Татарстана, Миляуша Таминдарова. - Потому что основная действующая сила – это хор, комментатор действия. Когда композитор хочет поднять все на небывалую высоту, когда нужно показать космические дали, просторы, горизонты, всегда слышат хор – он всему придает необыкновенный статус высокого искусства.

Она считает Лермонтова поэтом 1-го эшалона наряду с Пушкиным, Бродским, Байроном и призывает развивать любовь к нему, как в свое время на государственном уровне сформировалась любовь к Пушкину. Художественный руководитель поделилась, что хотела сбить коллегу с пути «Демона».

- Я говорю ему, у меня другой замысел есть. А он не мечется и сделал Лермонтова делом своей жизни и влюбил нас в него.

Спектакль его участники между собой называют «проект-трансформер». Он приобретает этот эффект за счет живости и многослойности.

Изюминка проекта - это грузинский ансамбль в 6 человек, который выступает в ресторанах города и просто поразил дирижера, найден был совершенно случайно. У парней зачастую нет образования кроме музыкальной школы.

- Мы рухнули просто! У них – это состояние, понимаете? Я хочу, чтобы наше хоровое искусство выросло до такого уровня, чтобы было состоянием общества. У ребят столько достоинства и покоя – они просто поют. Это фантастическое зрелище. Ребята мои  взорвались аплодисментами, когда услышали.

«Микс аллюзий» смешает импровизации для виолончели и органа в исполнении заслуженных артистов Татарстана Андрея Каминского и Лады Лабзыной, оперные арии в исполнении обладателя Шаляпинской стипендии Игоря Макарова, музыку Альфреда Шнитке, Самюэля Барбера и многое другое.

Музыкальный моноспектакль, впервые поставленный в 2007 году в Нью-Йорке, с успехом прошел уже более, чем в 20 странах.