11 октября вступают в силу новые тарифы по обязательному страхованию автовладельцев. Также должна вырасти и сумма выплаты за имущественный ущерб, полученный в ДТП.

 

Центробанк России установил новые тарифы на ОСАГО. Базовая ставка не менялась с 2003 года, когда ввели закон об ОСАГО, и составляла 1980 рублей. Сейчас тариф будет колебаться в пределах 2244-2574 рублей. Разница в 134 рубля - это так называемый ценовой коридор, в рамках которого страховые компании могут конкурировать между собой. При этом поправочные коэффициенты остаются прежними. Также с 1 октября согласно поправкам в закон об ОСАГО должна вырасти и сумма выплаты за имущественный ущерб, полученный в ДТП. Теперь это не 120 тысяч, а 400. Кроме этого снизится уровень максимально допустимого износа деталей, узлов и агрегатов с 80% до 50%. На этой строчке страховщики любили спекулировать, указывая высокий процент износа, чтобы уменьшить страховую выплату.  То есть если для автовладельцев фактически две новости - и плохая и хорошая, то для страховщиков - никакая и еще хуже. Они утверждают, что с таким ростом страховых выплат и тарифы на страховку должны были вырасти не на 30%, а как минимум на 60.

- Такие тарифы и близко не покроют расходов. Это как мертвому припарка. Стоимость ремонта машины сейчас не как в 2003 году, когда ОСАГО ввели и парк автомобилей уже не тот. Мы вчера заплатили 800 тысяч рублей по страховке. Вот посчитайте, сколько машин мы должны застраховать и при этом они должны ездить безаварийно, что бы покрыть эти расходы? – возмущается Александр Норден, советник директора страховой компании.

«События» решили, что называется на пальцах, объяснить из чего складываются доходы и расходы страховой компании. Для примера возьмем самый популярный автомобиль – «Лада Гранта». Стоимость ОСАГО на него около 5 тысяч рублей (с учетом того, что водитель живет в Казани, имеет стаж более 3 лет и до этого не попадал в ДТП). Стоимость ремонта после среднего городского ДТП - 40 тысяч рублей. 40:5=8. Чтобы покрыть расходы страховщик должен продать 8 аналогичных полисов ОСАГО. При этом эти 8 автомобилей в течение года не должны попадать в аварии.

Но страховщики в «ноль» работать не хотят. Им нужны доходы, чтобы штат сотрудников содержать, зарплату платить. Поэтому  идут на различные уловки: начиная с навязывания страхования жизни вдогонку к полису ОСАГО, говоря, что у них, мол, остались «только вот такие бланки», заканчивая подкупом «независимых» экспертов, чтобы те оценивали авто, так как нужно им.

- Сейчас этот бизнес не выгоден. Машины бьются бесконечное количество раз. Поэтому многие либо уходят из розницы вообще, либо переносят отделы выплат в деревни, в тьмутаракань. Закон позволяет иметь точку продажи в одном месте, а выплаты в другом. Это, чтобы и от людей отбиться, и затраты свои оптимизировать, - объясняет Норден.

Из сложившейся ситуации есть два выхода, по мнению страховщиков. Первый - это создать единую государственную страховую компанию, которая возьмет на себя все обязательства по выплатам; второй - это отпустить тарифы в свободное плавание, чтобы не государство устанавливало базовые ставки, а сами страховщики. Выиграет ли от этого потребитель? Если между компаниями будет конкуренция по стоимости и качеству услуг, то, безусловно, да. Если они вступят с ценовой сговор и взвинтят цены, то - нет.

Сейчас многие водители, которые остались недовольны той суммой, которую им выплатили после ДТП и вовсе предлагают отменить ОСАГО.

А как было раньше?

Закон об ОСАГО приняли в 2003 году, а вступил в силу он 1 января 2004 года.

Смысл его в том, чтобы даже самый безответственный владелец автомобиля возместил убыток, нанесенный в результате ДТП. Когда ОСАГО не было, пострадавшие выбивали деньги с виновника через суд. Он либо годами выплачивал компенсации из своей зарплаты, либо продавал квартиру или машину, чтобы погасить долг. Сейчас, фактически мало чего изменилось. Споры тоже разрешают в суде, только в роли ответчиков - страховщики.

Предложение

Российский союз автостраховщиков предлагает сделать тариф ОСАГО более справедливым по отношению к опытным водителям. Сейчас существует только один возрастной порог - водители делятся на «до» и «после» 22 лет. 10 летний опыт существования ОСАГО показал, что люди старшего возраста реже попадают в аварии, соответственно из своего кармана оплачивают ошибки молодых водителей. РСА предлагает ввести повышающие коэффициенты для молодых водителей и понижающие для опытных:

Сейчас

Водитель

Возраст, лет

Стаж, лет

менее 22

старше 22

менее 3

1.8

1.7

более 3

1.6

1

Будет

Водитель

Возраст, лет

Стаж, лет

менее 25

25 - 32

32 - 45

старше 45

менее 1

2.52

2.19

2.04

1.82

1 – 2

2.30

1.98

1.81

1.66

2  – 4

2.01

1.92

1.53

1.35

4 – 7

1.81

1.61

1.30

1.08

7 - 11

1.65

1.38

1.17

0.90

более 11

 

1.18

1.00

0.77

Эти тарифы могут быть внедрены уже в апреле 2015 года, когда вступят в силу следующие поправки в закон об ОСАГО - повысятся выплаты по вреду жизни и здоровью с нынешних до 160 тысяч до 500 тысяч рублей.

Мнение

Вячеслав, автовладелец:

- Повышение стоимости ОСАГО одинаково для всех считаю не справедливым. У многих машины стоят примерно столько же сколько страховка. Естественно и выплаты по ней будут мизерные. Нужно сделать так: имеешь дорогую машину, претендуешь на высокие выплаты – плати повышенный тариф по страховке. Вот мне страховка вообще не нужна. Я ни разу не был и навряд ли буду в ДТП за 35 лет стажа. А так получается, что основную массу водителей заставляют платить за владельцев дорогих машин. А для них страховка стоит столько же сколько и для меня. Это дискриминация.

ОСАГО это:

Базовый тариф (от 2244 до 2574 р). * на поправочные коэффициенты (коэффициент территории, количество водителей допущенных к управлению, возраст и стаж водителя, мощность двигателя, наличие ДТП в прошлом).

Самый высокий коэффициент в части ДТП - 2,45, если за год водитель получил три и более выплат. Самый низкий - 0,5. Он применяется, если человек 10 лет и более ездит без аварий.

Территориальные коэффициенты по Татарстану:

Зеленодольск, Альметьевск, Нижнекамск = 0,8

Бугульма, Лениногорск, Чистополь = 1

Елабуга = 1,2

Казань = 2

Набережные Челны = 1,7

Прочие населенные пункты = 1,1

Коэффициент мощности автомобиля

до 50 л.с. - 0,6

от 51 до 70 - 1,0

от 71 до 100 - 1,1

от 101 до 120 - 1,2

от 121 до 150 - 1,4

от 151 - 1,6