В этом году театр отметит 80 лет. Для детского учреждения возраст солидный, но труппа говорит, что жить только начинают.

 

- Переменка! - кричит ребятня, бегая по залу во время антракта. Зал в начале спектакля «Золушка» Евгения Шварца, который открывал новый сезон, напоминает какую-то фанатскую трибуну. Повсюду шум крики, возня, детки перегибаются через сиденья, забираются с ногами, качаются - словно ребенок вообще не предназначен для того, чтобы сидеть ровно. Когда гаснет свет, и на сцене появляется волшебство, они разом успокаиваются, шикают друг на друга и заворожено смотрят на актеров, попрятав поблескивающие экраны телефонов.

Театр, который сейчас внешне напоминает волшебный замок, открылся осенью в 1934 году. В этом году он отмечает 80-летний юбилей. Сейчас здесь работает уже около 100 человек. Главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России и Татарстана Ильдус Зиннуров признается, что дети любят сказки Гауфа. Для постановки «Карлик нос» приглашен известный кукольник, народный артист России Станислав Железкин. Татарская группа ставит «Волчью ягоду» - современная пьеса татарского прозаика Зайдуллы. Сотрудничество с ГИБДД Татарстана выльется в пьесу «Парк дорожных знаков». Для сказки Александра Волкова «Волшебник изумрудного города» сейчас ищут художника, чтобы создать оформление. Всего в репертуаре более 40 спектаклей. Некоторые из них насыщены звуковыми и световыми эффектами, форматом 3D.

- Дети меняются?

- Меняется страна, меняется общество, меняются и дети. Век насыщен электроникой, новыми технологиями, естественно, взгляд детей на искусство меняется. Раньше в деревнях и даже в городе не было таких игровых комнат, мобильников. Мы это понимаем, все хотим, чтобы было интересно, - говорит Ильдус Зиннуров.

- Как было раньше?

- Я помню, когда работал в 60-е годы актером. Выезжал в деревни - клубы были полные. Ну, тогда и детей было много. В день в некоторых деревнях мы показывали 3 спектакля. У детей и у взрослых был интерес пополниться новыми ощущениями, открытиями. А сейчас возможностей много. Город много предлагает детям. Мы стараемся идти впереди запросов наших маленьких зрителей.

- Вы не считаете поколение этих детей заведомо потерянным?

- Я люблю следить за реакцией зрителей, они с большим интересом смотрят на сцену. Эрих Мария Ремарк писал в свое время о потерянном поколении – это вечная тема. Может быть, часть зрителей больше увлекается другими течениями, но основная масса всегда тяготится к искусству. Не зря Станиславский говорил, что вы всегда должны знать, какому зрителю вы показываете спектакль, что интересует его.

- Сложнее угодить взрослому зрителю или ребенку?

- Мы не угождаем. Роль искусства – воспитывать вкус, не угождать. Театры должны тщательно подбирать материал, не идти на поводу у зрителя, а идти впереди, воспитывать чувство красоты. Мы были в Уфе, показывали спектакль «Коза и овца» по Тукаю - давно написанное уже произведение. Есть такой момент, когда престарелый дедушка спотыкается и падает. Актер показывает, как он слаб, но должен последнее отдавать баю. Дети смеются. Критики говорят, не нужно этого делать. Это просто дети не так воспитаны. Они не должны смеяться над немощностью, они должны пожалеть его, сопереживать. Это нездоровая реакция.

3  октября сезон откроет уже татарская труппа со спектаклем «Глаза матери» Зиннура Думави. А 22 октября в «Экияте» поздравят режиссера-постановщика театра, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана - Людмилу Дьяченко, которая отметит 70-летие и 55-летие творческой деятельности. Особая праздничная программа готовится и к 20-му ноября на юбилей театра.