Ес Соя – поэт, входящий в топ-5 самых читаемых интернет-поэтов. Приехал в Казань из Одессы с поэтическим вечером. Мало говорил о политике и много о любви.

 

В кафе на Петербургской убирают стулья, на улицу выходят зрители, но в углу, за занавесками возле диванчика, на котором сидит Женя, постоянно кто-то кружит с ручкой, блокнотом, телефоном. Соя успевает расписываться и позировать для фотографий во время нашей беседы и просит, чтобы интервью длилось не больше 5-7 минут.

В прошлый раз, в марте, Соя говорил на творческом вечере: «Нет ничего более убогого, чем поэт, рассказывающий истории о стихах, в духе «Это был январь, шел снег. Прошло 2 недели с того момента, как наступил этот год…». Это ужасно. Но я все-таки расскажу пару историй». В общем, нельзя отказать в самоиронии.

Если уж попытаться как-то описать, что происходит в голове на вечере Сои – это сладкая Хиросима с индийским супом и крымскими кафе, какая-то не затасканная надежда на мир.

- Большое спасибо, что научили верить меня в волшебство, - говорит на прощанье очередная поклонница.

- Спасибо, спасибо, дай бог! – улыбается поэт.

В его паблике уже 30 тысяч подписчиков, 23 тысячи из них – девушки. Евгений все равно убеждает меня, что парни на творческий вечер тоже приходят.

- Будут ли какие-нибудь серьезные темы или все так же про любовь?

- Назовите мне любую тему, более серьезную, чем любовь?

- Революция?

- Бред.

- Почему?

- Ну, потому что. Возьмем простой пример. Вам сильно интересно читать стихи о французской революции? Если брать Владимира Маяковского, вряд ли интересно читать о коммунизме, я думаю, вам все-таки больше по душе «Дым табачный воздух выел. Комната - глава в крученыховском аде …». Любовь – это самая серьезная тема. Напишу я стихотворение о Майдане, да, я получу кучу репостов и парк плевков в лицо. Тем не менее, кому это будет интересно через 2-3 года? А когда ты пишешь о любви, есть вероятность, что через 200 лет, когда молодой человек захочет подписать открыточку для прекрасной барышни, он напишет твои стихи – это прекрасно, это и есть работа на вечность.

 - А какая любовь? Она же разная бывает?

- Любовь как любовь, как некая движущая сила, как самое важное. Любовь как оправдание нашей (матерится) жизни.

- Когда будет новый сборник?

- Ну, знаешь как – я не пишу книги. Я пишу стихи, и они просто попадают в книги – просто набирается нужное количество. Или пишется какое-то стихотворение и понимаешь, что цикл жизни закончился – тогда появляется книга. Ну, то есть, понимаешь, да? Четких планов нет, хочется чего-нибудь новенького. Я сейчас в Индию еду после тура на долгий срок. Надеюсь, что потом вернусь с новым материалом, который превратится в книгу - следующей весной или же осенью.

- Что делать в Индии?

- То же что и везде – просто иметь больше сводного времени, больше одиночества, ну и просветляться, понятное дело. Единственное - что нужно для творчества – одиночество. Я еду туда точно не выступать, может на уровне дружеских договоренностей сложится что-то – буду рад.

- Читаешь, что пишут про тебя в интернете?

- Прошел вечер, мне организаторы присылают ссылки на все ресурсы, и я читаю - на таком уровне.

- Нет желания покопаться, какой образ сложился у читателей?

- Да я же вижу. У меня есть возможность их видеть каждый день и этого абсолютно достаточно.

- В чем находишь вдохновение?

- У меня интересная жизнь. Меня окружают потрясающие люди, потрясающие события. Мне достаточно  этого, я не ищу особых путей.

- День прошел – получилось стихотворение?

- Ну, немного не так, но можно так сказать.

- Это должна быть сильная эмоция или хватит чего-то легкого?

- Сложно обозначить, то есть само написание стихотворения – для меня абсолютная мистика. Когда я только начинал писать стихи – мне хотелось это по полочкам разложить, понять условно – я вот лучше пишу по вечерам, когда лето. И до сих пор у меня не выходит это сделать.

- Почему пошла такая мода – слушать стихи, лет 10 назад это трудно было представить?

- Да даже лет 5 назад это было сложно представить.  Но я не стал бы называть это модой. Как объяснить…Мода – это когда тысяча человек, мода – когда стихи (матерится) показывают на ТНТ между Домом-2 и Comedy club. Это просто какое-то не то, что течение, как там называется у реки… какое-то маленькое русло. Как-то так. Представить лет 5 назад, что все так будет происходить со мной или появится другой поэт, который будет ездить, выступать… Ну был Леха Никонов, который в принципе выступал для припанкованной публики и даже их умудрялся эпатировать. Что появится культурная прослойка и девочки, которые будут интересоваться поэзией – это немного удивительно, как например появление новых жанров: дарко-рэп, интеллектуальный рэп и т.д. Я думаю, об этом стоит спрашивать у людей, которые шарят в этом – обществе, моде, а не у меня. Я просто приятно удивлен, но не вижу в этом ничего плохого, даже если бы это никак не касалось меня.

Не любит Бродского, зато ценит «киевского гения» Александра Вертинского, некоторые их стихи перекликаются. Традиционно Соя читает творения классика, например, «Нюи де Нуэль» – тончайшая, как духи, любовная сюида, которая, если бы ее не существовала до, была бы точно аналогично создана самим Соей.

Бывают идеи, которые очень быстро превращаются в коммерческие продукты. С Соей такая же история – его ни в коем случае не должно быть много, и он это чувствует. Он не гений, он просто умеет.

«… писать о тебе

это сродни подковке блохи

мне кажется, что в прошлом

ты была королевой магнезии

и если твои губы - не самые лучшие в мире стихи,

то они просто выше поэзии» (Три песни о расстоянии).