В столице Татарстана проходит музыкальный фестиваль, на котором известный музыкант не только играет сам, но и ищет новые имена, проводит презентации, мастер-классы и творческие вечера.

 

Фестивальная программа стартовала еще 24-го с прослушивания юных казанских дарований в ССМШ при Казанской консерватории для определения «Новых имен», которые пополнять одноименный Межрегиональный Фонд. «Искорки» - так называет юных музыкантов президент Фонда Денис Мацуев. За 25 лет существования «Новые имена» помогли уже 15 тысячам музыкантов.

- Мне кажется, эти дети конкурентоспособны, как модно сейчас говорить, и займут достойное место на олимпе, - говорит педагог-музыкант из программы Фестиваля, Денис Чефанов.

Кроме того, состоялась презентация книги автора и издателя Владимира Пронина «Амиран. Записки скрипичного мастера». Летом книги Пронина о Шаляпине и Рахманинове были удостоены премий в области профессиональной литературы.

Владимир Пронин представил книгу  про старейшего или, как говорит автор, «теплейшего» скрипача из Москвы, которому скоро 80 лет. Всего в Москве 10 таких мастеров. Амиран Оганезов создал более 70 музыкальных инструментов.

- Познакомились мы очень давно. Там, где я родился и жил в Москве, строился Музей музыкальной культуры Глинки, а я играл с детьми в войнушку на строительной площадке. Когда мне было лет 17-18, я оказался внутри и судьба нас свела. Серьезно поговорить о книге удалось только в этом году. Для меня настолько стало очевидно, что для Амирана это нужно сделать.

Это первый шаг серии «империя музыки» про «счастливых людей», которые посвятили себя творчеству. Серию поддержал Денис Мацуев, который с большим удовольствием вот уже на протяжении нескольких лет устраивает в Казани музыкальную осень.

- Я очень люблю и ценю дружбу, не важно, с кем - с музыкантами или людьми, не имеющими отношение к музыке. Здесь совпала удивительная химия наших отношений с Казанью, Республикой, Александром Сладковским, оркестром, - отметил Денис Мацуев.

Друзья для музыканта – это все, кто приходит на сцену и в зал.

- Когда ты играешь с другом - это всегда чувствуется в игре, в импровизации, в наших новых проектах, новых мыслях, фантазиях. Уже пошел 5-ый год, когда в культурной жизни нашей страны особый импульс исходит  из этого региона.  Поэтому мне важно продолжение этой дружбы в фестивале. Мы уже переиграли концертов около 20 разных эпох, и мне приятно осознавать, как развивается коллектив.

С художественным руководителем и главным дирижером  Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, Александром Сладковским, у Мацуева давняя дружба.

- Каждое выступление Саши - это огромное удовольствие и возможность импровизировать в рамках интерпретации. Репетиции - репетициями, но все основное происходит на сцене. На мой взгляд, задача дирижера, когда он аккомпанирует солисту - чувство предвидения, предугадать его движение еще за несколько ходов до того, как он соберется что-то делать - это могут немногие. Александр Витальевич этим обладает блестяще, - рассказал Мацуев.

- Если бы мы не были так давно знакомы и близки, я бы, наверное, сейчас  не стал говорить, - обратился к Денису Сладковский, -  музыкальный мир соткан из каких-то мелочей и репутаций, и он соткан из слухов. То, что сегодня происходит с нами - во многом благодаря тому, что Денис так скромно сказал: «Я помогаю». Он не просто помогает и мне по-человечески, как руководителю, и оркестру всему. Если вы вспомните приезд потомка Рахманинова – этому Денис поспособствовал, потом приехали сюда директора крупнейших залов. Огромное количество музыкантов, с которыми Денис Леонидович общался и рассказывал, что здесь происходит – это имело гигантское продолжение. То, что мы попадаем в абонемент Марьинского театра в этом году – 3 концерта – тоже благодаря тому, что Гергиев постоянно работает с Мацуевым.

- Ну не преувеличивай, про вас уже знают без Мацуева, - добродушно вмешался пианист.

- Чем мы сегодня обладаем - это абсолютно бесценно, - продолжил Сладковский, -  мы заинтересованы в поддержке друг друга.

Говоря о проекте «Новые имена» Денис Мацуев подчеркивает, что для молодых музыкантов это планка огромной высоты и ежегодно удается находить уникальные таланты.

- Никто не говорит, что завтра будет Карнеги-холл, потому, что сегодня ты получил стипендию, завтра начинается все сначала. Каждый день нужно подходить к инструменту и заниматься. Наша задача – помогать им развиваться, понять, в какой момент им нужно помочь – купить инструмент или послать на стажировку или мастер-класс, постепенно вводить в концертную жизнь, потому что это очень тонкий механизм. Слово «вундеркинд» я очень боюсь. Примеров много, когда уникальные искорки играют в самом маленьком возрасте настолько трогательно и не по годам зрело, а потом в определенный период жизни интерес пропадает.

Мацуев отмечает, что новое поколение свободное, с уникальным чувством юмора, быстро развивается, разносторонне.

В этом году на сцене мировая классика в исполнении Дениса Мацуева -  Второй фортепианный концерт Чайковского, Второй фортепианный концерт Листа, «Голубая рапсодия» Гершвин, а также сочинения Римского-Корсакова, Генделя, Бетховена, которые исполнит оркестр.