Во всемирный День отказа от автомобилей, корреспондент портала sntat.ru сходил на выставку советских велосипедов и вспомнил, какую радость испытывали школьники при покупке верного двухколесного друга.

 

Сейчас на выставке собрано более 30 велосипедов.

- Велосипед - это главный восторг детства любого мальчишки, - начинает экскурсию директор Казанского музея социалистического быта Рустем Валиахметов.

Обычно музей с красной звездой открывается в 11, но сегодня работает с раннего утра - журналисты интересуются самым дорогим карбоновым красавцем этого года выпуска, сопоставимым с новой «Ладой Гранта» - 7-8 тысяч евро. Его представители фирмы дали на время выставки.

Вообще мода на велосипеды пришла в Советский Союз из соседних соцстран - Венгрии, Чехословакии, ГДР, Польши. Женщины зачитывались журналами мод, в которых ухоженные девушки позировали  рядом с модным транспортным средством. Уже в 1979 году для разворотов гордо снимали наш двухколесный складной велосипед «Кама». Из около велосипедных вещей, которые также были, но мы о них забыли - отражатель с надписью «Сделано в СССР», который регулярно воровали, стоило оставить его без присмотра.

- Все, что было связано с красивой пластмассой - с этим в Советском Союзе были проблемы. Хороший пластик - он поставлялся на заказ, - говорит директор музея.

А вот если появлялись карманные деньги - приобретали велосчетчик 70-80-х, крепившийся на переднее колесо, 1 оборот колеса - 1 щелчок. Еще велосипедисты в советское время часто были полноценными участниками дорожного движения и стремились заполучить номер. Так, в музее есть образец 1964 года. Получить в 30-е года «противоугонку» от «Динамо» - тоже было престижно.

42 рубля стоил в свое время велотренажер 70-х годов, который нашли для выставки. 50 рублей - приличный велик.

- Я всегда смотрел с непониманием на людей, которые на балконе крутили педали. Скорее всего, у человека велосипед уже был, он мог себе позволить тренажер - это просто  роскошь была, - предполагает Рустем.

Очередной виток моды связан с войной, после которой в СССР в качестве сувениров везли велосипеды.

- Настоящий немецкий велосипед, - представляет  модель начала 40-х годов  Рустем Валиахметов. - Обратите внимание, тормоз, никаких тросиков нет, прямая динамика - это все сделано для надежности.  Здесь немецкая практичность сработала абсолютно.

Фирма красавца - «Simson Suhl». Кстати, в Голландии есть подобная модель, но не в таком хорошем состоянии. Представитель зарубежного музея удивился, что в Казани сохранились родные покрышки, дюбеля, подсумок. Примечательно, что в нашу страну велосипеды уже ввозились с надписью «Советский велосипед». Этот экземпляр попал на выставку через семью одного генерала, который живет в Казани. Все это время висел в коридоре.

- Весит чуть больше, чем ноутбук, - делится экскурсовод, прыгая на англо-американском экспонате. - Последняя разработка велопромышленности - сделан из карбона - материал, который идет на производство болидов Формулы-1.

Это и есть экспонат стоимостью с новую машину. На такую педаль можно встать втроем и не сломать. Наш экскурсовод говорит, что знает человек 20 в Казани, у кого уже есть такие модели, рассчитанные на продвинутого пользователя.

Ну, вот следующее  название знакомо всем, кто хоть немного пожил в СССР и время перестройки.

- Вы обязательно должны снять «Школьник» из 70-80-х. Это девичий вариант, со скошенной рамой. В принципе, мучились одинаково все. У него были прокруты. Делал это солидный Горьковский автозавод, но почему они такое заложили? Это нормальное явление - человек укрутит педали на одном месте, потом уже схватывает. Все всегда смеялись - ну, это «Школьник»!

Однажды в музей не с пустыми руками пришел американский гость и рассказал, что в Штаты в свое время отправили 4 велосипеда с Харьковского велозавода (названия  «Спорт, «Старт-шоссе», «Турист» хорошо знакомы спортсменам-велосипедистам), который изучал рынок для поставок. Однако, не сложилось, поэтому подарки остались у родственников тогдашнего министра торговли. Гость оказался племянником, которому и достался велосипед.

Директор музея признается, что на советский велосипед не сядет, хоть и проезжает пару метров по музею. Сейчас у него односкоростной велик. Своего первого друга со спицами он помнит хорошо - начинал с «Бабочки», в 3 года появился «Ветерок», который можно было превратить в трехколесный. Затем - «Vairas», больше известный как «Орленок» - он уже остался от прошлых жильцов, когда Рустем с семьей приехал в гарнизон. Ему не забыть день, когда появилась «Сура».

- 52 рубля он стоил. Мы с папой пошли. Ждал этого полгода. Я на нем не ехал, а катил по улице, как красивую девушку ведут. Боялся, как бы не потерять по дороге домой. Сам жил на 5-м этаже. Я его таскал, ставил на лестничную клетку. В конце-концов оттуда и украли, - с досадой говорит Рустем.

Выставка советских велосипедов начала работать в День отказа от автомобилей. Таким образом, организаторы выставки хотят показать, что велосипед всегда был прекрасной альтернативой машинам. И сейчас двухколесный друг должен стать таким же трендом, как и раньше. Причем не на один день. Тем более, что мест для катания в Казани предостаточно.