В день открытия 49-го концертного сезона государственного симфонического оркестра республики портал sntat.ru пообщался с заслуженным артистом России, художественным руководителем и дирижером Александром Сладковским.

 

Бодро залетает в гримерку – до начала полчаса. Сбрасывает элегантное серое пальто, которое в шутку называет «мундиром». Пьет чай, отвечает вдумчиво, смотря в глаза.         Программа сегодня насыщенная: Равель (концерт для фортепиано с оркестром соль мажор), Рахманинов (концерт для фортепиано с оркестром № 4, Соч. 40 соль минор), Гершвин (рапсодия в стиле блюз). Первый концерт сезона запишут на американском лейбле CAG Records Гильдии концертных артистов (основана в 1951 году в Нью-Йорке для открытия и продвижения новых имен). 

- Мне кажется, что миссия артиста, впитав в себя разные культуры, оставаясь татарином, немцем, евреем, связывать народы в благодарность тому, чему они научили, - говорит Сладковский, которого уже спрашивали сегодня про Украину и санкции. - Мы очень бережно стараемся показывать, как развивается казанская исполнительская школа, и вы знаете, что на концертах мы часто сотрудничаем с выпускниками, со студентами консерватории, и даже есть прецеденты, когда открывали сезон. Люди, которые выезжают за границы России и видят культуру других стран, развиваются очень быстро. В этом смысле, конечно, работа музыканта имеет гигантское преимущество. Достигнув определенного уровня, артисты мира ездят, музицируют, впитывают. 

Новый сезон Александр Витальевич открывал вместе с Дарьей Работкиной. Сейчас выпускница Казанской консерватории, которая играет с 5 лет – лауреат международных конкурсов, выпускница докторантуры школы Истман в Рочестере,  победительница Concert Artists Guild (США).

Читайте также по теме: Дарья Работкина: "Играть в Казани - это дополнительное волнение для меня"

Кстати, на ее счету выступления с оркестрами из Мариинского театра, Сан-Франциско и Нью – Уорлд, Сендай, Монреаль, Джексонвилл, Виннипег. «Пианистка, полная огня и теплоты», как говорят о ней журналисты. 

- Что можете рассказать про Дарью? – интересуемся у маэстро. 

- Она невероятно профессиональна как музыкант. Она сейчас делает практически такую мужскую работу, в том смысле, что физически очень трудно – 3 сложнейших концерта в один вечер. Из моих друзей на это отчаивался и периодически это делает, так из интереса, Денис Мацуев. Это говорит об уверенности, стабильности, профессионализме. Вот это сила ее характера и тонкость ее звука  - они дают такой эффект связи культур. Это будет этапом для нее и очень приятным открытием для меня. 

- Вы ставите оркестру планку? 

 - Да, они должны завоевать весь мир. Существуют рейтинги. В разных странах своя ратификация и «табель о рангах» этих оркестров, которые меняются друг с другом. Это задача максимум. Она маловероятно реализуема. Но без постановки такой задачи невозможно думать вообще ни о чем. 

- А чем вы мотивируете музыкантов? 

- Любовью к музыке. 

- Те, кто любит музыку, могут просто играть для себя... 

- Они тогда не играют в оркестре. Оркестр - это такой инструмент, в котором  каждый музыкант выполняет определенную роль, понимаете? Оркестровое музицирование тем и отличается от сольного, что  имеет определенные границы, рамки, правила, в которых музыкант либо чувствует себя органично, либо тошнотворно это не переносит. Вот те,

кто это не переносит, они делают большую карьеру, если удается. Они становятся солирующими музыкантами, они не могут терпеть чужой воли, они не хотят поддаваться воле дирижера. Каждый же по-разному развивается. Это огромная возможность творческого выражения. Если вы пели в хоре, вы меня поймете. 

- За какой срок вы готовите новый сезон? 

- Это бесконечный процесс. У нас на год вперед расписание, и каждый музыкант знает, что ему надо вот сейчас или через неделю. Это процесс, который не определяется какими-то временными параметрами, но традиционны в любом оркестре 3-4 дня до концерта интенсивных репетиций именно этой программы. А все остальное - это методики. Делается это каждым музыкантом, сначала наедине, потом в группе, потом сводится в единую картину и постепенно начинает оживать. Длительный и весьма перманентный процесс. 

- Можно ли говорить о вдохновении, когда речь касается оркестра? 

- Ну, слушайте, если бы у них не было вдохновения, они бы точно не работали – просто бы влачили жалкое, никому не нужное существование. Без вдохновения, без озарения, без вспышек эмоциональных не может быть ни одного концерта. 

- А вас что вдохновляет? 

- Музыка. 

- Какая? 

- Ту, которую в данный момент создаю. Я готовлюсь к этому, сам формирую программы. Я играю то, что я хочу, и тогда, когда я добиваюсь вот этого ощущения совпадения, точности, единства, когда начинает получаться - это очень приятно переживать. Но зависит от той музыки, которую играешь, поэтому очень важно предложить еще людям то, что будет интересно играть, а публике - слушать, мы же не для себя это все. При совпадении всех этих слагаемых и получается то, что называется  вдохновением. 

- А вы испытываете волнение во время выступления? 

- Во время выступления мне некогда испытывать волнение. Я достаточно часто испытываю перед – вот сейчас, потому что мне через 15 минут идти на сцену. 

В предъюбилейном сезоне симфонического оркестра будет звездно: пианисты Денис Мацуев и Борис Березовский, Михаил Плетнев, дирижер Владимир Федосеев, трубач Владислав Лаврик, гобоист Алексей Огринчук, альтист Максим Рысанов, виолончелист Александр Князев и многие другие. Оркестр также выступит в Москве на сцене Большого театра в рамках 10-летия «Crescendo», в Большом зале консерватории и Концертном зале имени Чайковского, в Санкт-Петербурге на сцене Концертного зала Мариинского театра.