В РТ внедряют инклюзивное образование, это когда ученики с ограниченными возможностями здоровья учатся в обычной школе и не чувствуют себя оторванными от мира. «События» выяснили, что это дает детям и какие деньги республика готова вкладывать в программу.

 

Третья общеобразовательная школа города Мамадыш. Это учебное заведение построено по программе «Доступная среда», поэтому здесь могут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь - с нарушением опорно-двигательного аппарата. Пока такой ученик тут один - десятиклассник Айнур передвигается при помощи коляски и занимается в обычном классе.

Утром за Айнуром приезжает микроавтобус. Дома для него сделали пандусы, поэтому парень самостоятельно выезжает и заезжает домой. Автобус оснащен специальными подъемниками, и в него помещается три коляски, но пока Айнур ездит один. Водитель отвозит ученика в школу, а там он может справиться сам - возле главного и запасного выхода есть пандусы. Внутри школы просторно - все коридоры и двери широкие и нет бордюров, передвигаться удобно.

- Лифта в школе нет, поэтому есть специальное устройство для подъема по лестнице. На него Айнур заезжает, коляска крепится, и прибор сам его поднимает. Нужно только, чтобы кто-то придерживал, - рассказывает заместитель директора школы по учебной работе Айдар Мубаракшин.

Для учеников с особенностями здоровья есть отдельный санузел, а возле столовой - одна раковина и «сушилка» для рук сделаны ниже, чем остальные. В этой школе Айнур учится три года, до восьмого класса числился в другой школе и находился на домашнем обучении. Каждый день в расписании было четыре урока - русский, математика, татарский и английский языки. Учителя к нему приходили после занятий в школе, поэтому когда точно начнется урок на дому, ученик не знал. Педагогов приходилось ждать с утра до вечера, вспоминает мама Альбина Мубаракшина.

- Сейчас он в школе с утра, как все обычные ученики. Сначала боялась отдавать, он способный мальчик, но всё равно разница есть. Директор приходил, объяснил, что к чему, и мы согласились.

Сын и самостоятельнее стал, и учится лучше, друзей больше стало, - говорит мама.
В школу Айнур пошел со всеми - 1 сентября. На торжественной линейке даже станцевал фламенко на коляске. В школе все педагоги и сотрудники прошли курсы обучения по работе с особенными учениками.

- Специально формировали класс: не брали задиристых детей, спонтанных, чтобы на первом этапе создать щадящие условия. Большинство людей с ограниченными возможностями испытывают сложности с адаптацией, переживают, как их примут в коллективе. Но Айнур понял, что его не отвергает общество, увидел, что люди не отворачиваются, одноклассники принимают на равных, и стал увереннее, - рассказывает педагог-психолог Гульнара Шагивалиева.

Поблажки учителя ему не делают - Айнур учится на твердые четверки. И даже на физкультуру ходит со всеми. Но бывает, что некоторые спортивные занятия учитель проводит с ним индивидуально. После уроков школьника домой отвозит водитель - деньги на бензин выделяют из районного бюджета. Детей, использующих коляску, в Мамадыше восемь, и в школе хотят, чтобы они тоже занимались у них. Но все они находятся на домашнем обучении, так как по состоянию здоровья некоторые дети не могут обходиться без посторонней помощи. И таких учеников в школу рады бы принять, но пока нет специального штатного сотрудника, который присматривал бы за такими детьми.

Эта школа одна из нескольких, которую специально построили по программе «Доступная среда». Но быстрее и дешевле адаптировать для учеников с ограниченными возможностями здоровья обычные учебные учреждения.

- В школах нужно расширить дверные проемы, построить пандусы, выложить тактильные плиты, сделать санитарно-гигиенические помещения. Нужны подъемные устройства или лифты, - рассказывает ведущий консультант отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся Министерства образования и науки Татарстана Светлана Любина.

До 2015 года для особенных детей приспособят 300 татарстанских школ. В этом году адаптируют 104, на что выделили больше 270 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджетов. Какие учебные учреждения оснащать, решает администрация районов. В каждой школе педсостав также обучают работе с детьми. Чтобы вне зависимости от того, специальная эта школа или адаптированная, детям было комфортно учиться.