Участие в церемонии открытия обновленной сцены Русского большого драматического принял, и президент Татарстана Рустам Минниханов.

 

За полчаса до пресс-конференции нарядные журналисты рассаживались в светло-бежевом зале на 1-м этаже музейного блока. На стене висел 1-ый экспонат - барельеф Конституции СССР, который раньше помещался на сценическом портале (теперь там остался николаевский вензель и новодел с другой стороны). Отныне артисты играют исключительно под сенью муз.

О реконструкции здания Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова, говорили еще в начале 90-х.  Но начать реконструкцию смогли только в начале 2000-х и к 100-летию здания, которое отмечают в этом году, завершили. За 11 лет была перестроена входная группа, выстроена и введена в эксплуатацию малая сцена. 3-ий основной этап реконструкции начался в конце 2011-года с подачи президента Татарстана Рустама Минниханова на 220-летие театра.

На реконструкцию театра из регионального бюджета было выделено около миллиарда рублей, еще 200 миллионов получили из Москвы. Благодаря этому площадь театра увеличилась практически на 80%. 

Журналистов Александр Славутский, художественный руководитель-директор, величает не иначе как коллегами, хотя некоторые и писали о стагнации театра, в то время как здесь шли строительные работы. К прессе он вышел вместе с Фаридом Бикчентаевым, главным режиссером театра имени Камала, площадку которого качаловцы временно заняли под аренду для выступлений. 9-11 сентября артисты выступают с 3 спектаклями именно там, потому что билеты были проданы заранее, а руководство дружественного театра пошло на встречу. 

Бродилки 

Дольше 12 минут на пресс-конференции Славутский от нетерпения просидеть не смог и предложил сыграть в «бродилки», показывая в том числе и пристроенные помещения.

- Соловья баснями не кормят, -  сказал он и повел вереницы телекамер смотреть театр.

- Со стороны может показаться, что ничего не поменялось, но поменялось здесь все. 

Славутский охотно и с гордостью демонстрировал то новый паркет, то дубовые ретро-кресла по французскому проекту (настоящие стояли бы раза в 3 дороже), то латунные таблички, прикрученные немецкими шуроповертами из Москвы, то не горящую ткань для штор, то верхнюю галерку, превратившуюся в технический балкон, и с такой быстротой перемещался из одного помещения в другое, что журналисты еле поспевали. 

Вся сценическая техника была обновлена. Важным наполнением гримерок (вместо 4-5 здесь будут располагаться по 3 человека) стали туалет и душ.

- У нас был случай, когда артист, сыграв негра, шел домой в гриме и дома мылся, а в троллейбусе лицо прятал. 

Появился в театре отдельный репетиционный зал, в котором можно прогонять спектакли от начала до конца. Так что теперь нет необходимости каждое утро, после репетиций, освобождать нагроможденную сцену для вечерних выступлений. 

Теперь театр будет осваивать обновленную сцену, переносить репертуар и готовить новые спектакли. 

Люстры, ретро-кресла и фонари 

Как рассказывает сам Славутский, никакого выпендрежа не было, все было построено целесообразно и под конкретные нужды. Хотя, конечно, осталось еще 50-60 пунктов, которые ему хотелось бы завершить. Еще нужно освоить технику, поскольку вся механика была заменена, штанкеты были ручные, грузоподъемность — маленькая, в том числе решили вопрос с наработавшим кругом (теперь у него 3 подъемника). 

В течение всего времени зданием занимались разные архитекторы, но Славутский контролировал, чтобы везде присутствовала единая стилистика, выбирая, например, австрийские люстры в европейском стиле, приглядывался даже к перилам. В том числе год бился он и за фонари у служебного входа. Кирпичный забор, через месяцы переговоров, прикрыл, наконец, помойку. У входа должна появиться стоянка, ведь 8 квартир в Юдино получили молодые артисты, которые на машинах добираются на репетиции. В театре появится ресепшн, а уже сейчас есть VIP-зал для встречи именитых гостей.  

- Раньше зрительный зал строили под партхозактив- количество людей, которое должны прийти, все остальное для архитекторов было не принципиально, - пояснил Славутский.

В его собственном кабинете, недалеко от репетиционной пока пусто - только 3 больших окна и множество освещения. Как и раньше, работать будет без секретаря. 

В зале заседаний шикарные столы, кресла, режиссер отказался в его пользу от спортивного зала. Не исключает возможности принимать здесь журналистов. 

- Если я свистну, приедет Лаевский, приедет Кирилл Серебренников, все приедут. Мне нужно понять, как это все приспособить, - говорит маэстро с присущей ему харизмой. - Никто это никуда не унесет, - предвосхищая вопросы журналистов отвечает Славутский на полемику вокруг того, что реконструкция шикарная. 

Как говорит художественный руководитель, построено все за короткий срок - 2, 5 года.

- Наша задача - чтоб люди любили искусство, ходили в театр. Пусть лучше ходят сюда, чем в стриптиз-клуб, чем какие-то бары. 

Лучше других регионов

Своеобразным разрезанием красной ленточки стал короткий спектакль «Свадьба» по пьесе Михаила Зощенко 1929 года. Когда все зрители заняли места (аншлаг), в зрительном зале появился Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, который тоже пришел посмотреть представление и лично посмотреть, насколько удачной оказалась реконструкция театра.

Поднявшись на сцену, Рустам Минниханов отметил хорошие условия и хороший звук театра, солидность обстановки. 

- Наверное, ничего не получилось, если бы не такая устремленность руководителя, настырность даже иногда, но важен результат. Он старался, он старался для республики, - подчеркнул Президент Татарстана, а после Рустам Минниханов вручил художественному руководителю ключи от КАМАЗа и легкового автомобиля, которые уже стояли во дворе. - Ford ему не подошел, он сказал, мне нужна Toyota, а то у меня комплекция солидная. Заслуживает! 

Президент, улыбаясь, рассказал, что в конце реконструкции было как с пастой, которая кончилась и ее нужно выжимать.

- Я действительно счастлив, переполнен радости... - начал благодарить всех собравшихся Славутский.

- На какое время вашей радости хватит? – пошутил Президент.

- Художник счастлив, когда он нужен людям, - ответил художественный руководитель Качаловского и добавил. - Так, как мы живем, не живут другие регионы, - высказывая признательность к руководству республики, которое так внимательно относится к просьбам людей и помогает решать самые сложные задачи. 

После торжественной части президент ушел за кулисы - осматривать итоги реконструкции по тому же маршруту, что и журналисты до спектакля. Также Рустам Минниханов пообщался с коллективом театра. 

В марте на 12 дней театр приглашен в Марсель, теперь - на открытие Фестиваля русского искусства, где будут сыграны 2 спектакля: «Вишневый сад» и «Дядюшкин сон». Еще у театра есть возможность провести 1-ый Качаловский фестиваль, который обсуждался еще 3 года назад. Но раньше пройдет новоселье театра, Славуцкий даже пообещал запустить кошку на сцену - все, как положено. Но точной даты еще нет.  Зато уже 16-го сентября на Малой сцене Качаловского откроется 224-ый сезон, покажут «Мышеловку» по Агате Кристи.