Мастер визуального кино, отец голландского авторского кинематографа Йос Стеллинг приехал в столицу Татарстана в рамках Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

 

Мэтр в столицу Татарстана прилетел еще 2 сентября по приглашению Андрея Силкина, соучередителя казанского фонда поддержки современного искусства «Живой город». В эти дни ретроспектива его наиболее известных фильмов проходит в кинотеатре «Мир». Вчера состоялся показ двухчасовой киноленты «Душка», после которого Йос Стеллинг целый час общался с залом и ответил на все вопросы казанцев.

Йоса встретили аплодисментами: зал небольшого кинотеатра был переполнен студентами и молодыми людьми, были и отдельные ценители, и любители творчества Стеллинга. Режиссер сразу извинился за незнание русского языка.

- Первое слово, которое я узнал, было «посошок», - улыбаясь, добавил он. - Я только вчера прибыл в Казань, еще не успел осмотреть город, но на меня уже произвели впечатление люди - они очень-очень приятные. Для меня большая честь быть здесь.

В Казани его сопровождает переводчик, вся беседа шла через нее.  Йос оказался очень милым и искренним собеседником, со зрителями он общался просто, отвечал подробно, уделяя внимание каждому спрашивавшему.

Сначала все увидели его работу «Душка» 2007 года. В картине играют как нидерландские актеры: знаменитая по фильму «лучшее предложение» обворожительная Сильвия Хукс, Гене Бервутс, так и российские актеры Сергей Маковецкий и украинские. К слову снимать российских актеров Стеллинг начал именно в этом фильме, затем в 2012 году в работе «Девушка и смерть» задействованы уже и Рената Литвинова, и Леонид Бичевин, и опять же Сергей Маковецкий.

- Мы стали с ним большими друзьями. Маковецкий известен как театральный актер, но он очень хороший актер и широкого экрана. Недавно мы говорили с ним об экранизации чеховской повести «Черный монах». Обычно после съемочного дня мы все вместе со съемочной группой и актерами смотрим отснятое. Но Маковецкий ходил рядом и только наблюдал за нашими лицами. Потом я узнал, что многие российские режиссеры не позволяют актерам смотреть отснятый материал, и сказал ему: «Я участвовал в съемках всего 12 фильмов, а ты в 55! Ты можешь помочь мне быть хорошим режиссерам, а я тебя - актером. Тебе нужно посмотреть себя на мониторе». Мы приготовили для него специальное кресло для просмотра, он был удивлен, и ему очень понравился процесс. У него появлялись какие-то идеи, он делился ими со мной. Например, сцена с сахаром в кофе - это была его идея, - рассказал режиссер о работе с Маковецким.

Йос Стеллинг - мастер визуального кино, которое держит зрителя в эмоциональном напряжении в течение всего времени. В его картинах главное - не речь героев, и даже не сами характеры, а именно эмоции, которые рождаются в процессе взаимодействия персонажей. Йос умело воздействует на бессознательное с помощью звуков, музыки, света, жестов и мимики, крупных планов лиц. Каждая деталь в фильмах не случайна и заставляет задуматься. Вообще, как говорит сам Стеллинг, его кино заставляет зрителей работать, думать.

- У вас очень сильная визуальная культура, даже в музыке. Но я не понимал икон: они плоские, они очень похожи и лица на них без эмоций. Мне ответили, что эмоции в зрители. Мы работаем с этим же. Например, снимается очень эмоциональная сцена, актер должен заплакать. Я прошу актера не показывать своего лица зрителю, он плачет, играет, но камера остается на затылке. Вы не видите самого актера, но сами начинаете чувствовать эти эмоции, сами плачете, это взято из театра, - поделился режиссер секретами съемок.

Фильм «Душка» снят по реальной истории, прототипом Душки стал российский журналист Юрий Кохенкоа, а главный герой нидерландский сценарист Боб в какой-то степени это сам Стеллинг. Лет 15 назад Йос на пресс-конференции в Санкт-Петербурге встретил молодого журналиста Юрия Кохенко, режиссеру молодой человек понравился настолько, что он решил снять историю о дружбе между простым русским мужичком и интеллигентном нидерландцем. В фильме дружба зарождается очень не просто, Боб не выносит открытого и простодушного Душки и всячески пытается избавиться от его общества, однако в конце сценарист понимает, что в его одинокой жизни как раз не хватает того, что есть у этого простого русского человека и едет за ним в Россию.

Свою популярность в России Йос объясняет тем, что русские очень эмоциональный народ и жадный до эмоций. А их в его картинах предостаточно.

Сегодня, 4 сентября, Йос Стеллинг провел мастер-класс в казанском университете культуры и искусств, вечером состоится очередная встреча с режиссером уже в центре современного искусства «Смена», там же будет показан ряд его короткометражных работ. 6 сентября в кинотеатре «Мир» после просмотра киноленты «Девушка и смерть» также все желающие смогут пообщаться с мастером. Также он примет участие в церемонии открытия X Казанского международного фестиваля мусульманского кино.