30 августа около Чаши пройдет премьера «Алтын Казан».

 

Над постановкой работает большая творческая группа, в составе которой и известный во всей стране режиссер Михаил Панджавидзе, и знаменитый актер и балетмейстер Гали Абайдулов и молодой, но очень талантливый казанский композитор Эльмир Низамов.

Рок-опера «Алтын Казан» была поставлена еще в 2011 году как дипломная работа Эльмира Низамова на либретто татарстанского поэта Рената Хариса. Завтра казанцы увидят измененную постановку с яркими молодыми звездами в главных ролях: Эльмирой Калимуллиной и Артуром Исламовым.
Подготовка к премьере шла с начала лета. В постановке с бюджетом в 12 млн рублей задействовано 42 артиста: 6 солистов, 22 хориста и 14 танцоров.

Нам удалось перед премьерой встретиться и поговорить с Эльмиром Низамовым.

- Почему вы выбрали именно эту легенду об огненном котле для своей дипломной оперы?

- Здесь мне Ренат Харис подсказал, что нет музыкального произведения о Казани и что есть такая интересная история о казане, по которой можно сделать произведение. Он сказал, что оно должно быть молодежным, поэтому жанром стала не классическая опера, которая достаточно элитарна и далека от широких масс. Уже тогда думали о рок-опере или мюзикле. И остановились на первом варианте…

- …а режиссер Михаил Панджавидзе изменил его на мюзикл. С чем это связано?

- Жанры рок-оперы и мюзикла, в принципе, очень близки. Очень много споров вообще, что называть чем. Поэтому такая модуляция в сторону мюзикла меня ничем не смутила, а даже наоборот. Мюзикл предполагает яркое, танцевальное шоу. Если рок-опера более драматичная, то у мюзикла всегда какое-то более позитивное начало. Если учитывать ту музыку, которую я написал, то эта ориентация тоже вполне адекватная. Сейчас это действительно бродвейский мюзикл, учитывая наличие танцев и всех эффектов.

- Что-то изменилось в мюзикле с появлением таких мастеров, как Михаил Панджавидзе и Гали Абайдулов?

- Изменилось всё. Во-первых, режиссура: появились новые актерские линии, Михаил немножко переставил акценты, изменил роль, характер, смысл существования дракона Зиланта, который впоследствии становится гербом Казани, появились новые песни у героев, какие-то новые переходы, стыки.

- А в хореографии?

- Она просто появилась. Раньше как таковой ее не было, сейчас все герои действуют через танец. В «Алтын Казан» много танцевальной музыки и герои должны через пластику ее преподносить. Как говорит сам Панджавидзе, оперетта - это когда поют, пританцовывая, а мюзикл - это когда танцуют напевая. Он действительно прав, здесь танец если не самое главное, то одно из самых главных средств выразительности.

- Как были выбраны главные герои для постановки?

- Естественно, рассматривался вариант состава первой постановки. Тут Михаил Александрович свое режиссерское видение проявил: он переосмыслил роль Аксылу, захотел сделать ее более брутальной, резкой и посчитал, что эта роль как раз подойдет Эльмире Калимуллиной. А на ту роль, которую она играла в первой постановке, я пригласил Алину Шарипжанову, потому что знаю ее вокальные возможности, ее артистизм. Она окончила университет культуры и искусств, достаточно известная эстрадная и джазовая певица Татарстана.

- В мюзикле также принимает участие большое количество учащихся музыкального училища, государственного университета культуры и искусств, казанской консерватории. Как их отбирали?

- Еще в конце мая мы с Михаилом Панджавидзе и с Альфией Заппаровой прослушивали всех в музыкальном колледже и Михаил лично отбирал, кто будет в этом участвовать.

- 30 августа вы покажете только превью спектакля. С чем это связано?

- Да, это будет своеобразный часовой трейлер, сжатая версия этой истории. На улице поставить двухчасовой мюзикл очень сложно, трудно держать два часа внимание, если в зале есть свои приемы, то на улице нет. Плюс люди будут смотреть стоя.

- А нельзя было показать премьеру на сцене одного из театров?

- Изначально речь шла о том, что мюзикл надо показать на День республики на открытом воздухе перед салютом.

- Не помешает вечерняя темнота действию?

- Мы ждем темноты! Игра света, прожекторов возможна только в темноте.

- Кому, по-вашему, точно придется по душе мюзикл «Алтын Казан»?

- Я думаю, той молодежи, которая ждет от татарской музыки каких-то открытий, чего-то нестандартного. К сожалению, у нас, особенно на татарской эстраде, мало чего-то нового, всё идет по накатанной. А мне хотелось в «Алтын Казан» границы национальной музыки расширить, показать, что татарская музыка бывает другой, что она может совмещать в себе мировые стандарты, элементы джаза, рока, каких-то красивых баллад. Всё это есть в «Алтын Казан». Вообще, мюзикл будет интересен всем, кто неравнодушен к музыке, танцам, хорошему вокалу. Надо отметить, что все солисты и вокалисты - одни из самых лучших в Казани на данный момент.

- Поймут ли мюзикл русскоязычные зрители?

- Конечно. По чувствам, по тем эмоциям, которые ребята будут выражать. Опять же музыка будет о многом говорить. В конце концов, мы же смотрим французские оперы или итальянские.

- Как я понимаю, вы больше тяготеете к молодежным музыкальным жанрам, чем к классическим. А в дальнейшем планируете ставить мюзиклы?

- Нет, я бы не сказал, что я предпочтение отдаю именно мюзиклам. Допустим, в январе следующего года планируется премьера оперы «Черные палаты». Это уже академический жанр, над ней сейчас параллельно с Ренатом Харисом работаем. Вообще я открыт ко всему новому, для меня «Алтын Казан» был экспериментом, до этого я никогда не писал мюзиклов. Сейчас мне хочется что-то другое, может, камерную оперу или балет.

- Значит, об открытии музыкального театра в городе вы не думаете?

- Я не то что не думаю, я мечтаю. Сейчас очень много трудностей из-за того, что у нас нет полноценного театра. Мы всё и всех берем из разных мест, а должно быть все в одном месте. Если бы такой театр был, то ставить и воплощать такие вещи было бы намного проще. Но даже не это самое главное, а главное - не хочется, чтобы это было на один раз, хочется, чтобы это шло регулярно. Но без стационарного театра это невозможно.

Из первых уст

Артур Исламов, исполнитель роли Ханзадэ, солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра:

- Это мой первый опыт в мюзикле, в таком большом проекте. Вокал здесь отличается от классического: он более раскрытый, эстрадный, приближен к бытовому языку. Но перестроиться было несложно, так как я являюсь еще солистом татарской рок-группы Al Qanat. Мюзикл «Алтын Казан» - это новый уровень в татарской культуре.

Эльмира Калимуллина, исполнительница роли Аксылу, заслуженная артистка РТ:

- В первой постановке у меня была роль Сихатбану - колдуньи, ведуньи. А сейчас я играю дочь хана Аксылу. Каждая роль самобытная, в каждой я могу найти себя. Что Михаил Александрович, что наш любимый балетмейстер, они умеют раскрыть в нас то, чего мы еще сами не знали. В республике вообще впервые ставится мюзикл, это революция. Мы гордимся тем, что делаем, что у нас так много талантов и мы можем доносить наше творчество. Хотим приобщать не только казанцев, но и гостей города к нашей большой богатой культуре.