Компьютерные игры давно перестали быть такими, какими мы их представляем - стрелялки с целью замочить как можно больше врагов. Вы можете порубиться в симулятор жизни писателя с творческим кризисом или поиграть за ветер, летающий над цветами в «Flower».

 

Корреспондент sntat.ru решила взглянуть, в каком направлении сейчас двигаются игры, и послушать знающих персонажей, приехавших в Казань с лекциями. Компьютерные игры только как коммерческий продукт существуют уже 43 года, проданы сотни миллиардов копий, потрачены миллиарды часов игроков. 

Вообще изучать видеоигры можно по-разному, например, как отрасль экономики. Скажем, GTA собрала более миллиарда долларов в прошлом году – даже больше, чем  «Аватар». 

Средний возраст геймера в мире перевалил за 30 лет. 55%  - мужчины.

Онлайновые игры собирают большую историю – разработчики обращаются к подопечным, как заправский крупный телеканал. 

Существует много исследований по видеоиграм, одни гласят, что в период активных выходов новых игр уровень преступности падает, другие - что если дать пенсионерам поиграть в командный шутер Counter-Strike, у них разовьется память. 

Кирилл Мартынов - философ, доцент кафедры онтологии, логики и теории НИУ ВШЭ, посетил 15 школ с лекциями об истории компьютерных игр. Его девушка -  пианистка, поэтому он иногда просит наиграть её мелодию из «Morrowind». 

 - Существует определенное  неравенство – кино все воспринимают всерьез, хотя фильмы бывают дурацкие. Трудно представить рецензию на игру на первой полосе серьезного издания. Игры  - это медиамодель с экраном и управлением. Главное – то, какой эффект мы из этого получим, говорит он. 

Первые видеоигры появились еще в 1947 году. Алан Тьюринг написал шахматную команду, чтобы играть с компьютером. Затем появилась первая в мире графическая игра Spacewar. В конце 70-х начале 80-х наступила эра приставок. 

В это же время произошел первый скандал. Журналисты прицепились к  «Смертельной гонке», в которую играли подростки, и решили, что там было слишком много насилия, начались попытки запретить видеоигры. Появился возрастной рейтинг. Хотя в то же время крутился фильм с Брюсом Ли «Выход дракона», не уступающий по жестокости. 

Среди консолей триаду борцов за потребителя составили Sega (в дальнейшем ее на рынке  заменил Microsoft с Xbox), Nintendo, Sony.

- Мы должны учитывать что это и медиа, и интерактивное кино и искусство. Игра еще и постоянно перерастает сама себя. Может устаревать уже сегодня вечером, - рассказывает сотрудник Московского центра исследований видеоигр Александр Ветушинский.- С одной стороны видеоигра – это то, что я вижу. С другой – то, что я чувствую, как взаимодействую, какие эмоции получаю. 

Сегодня видеоигры рассматривают даже с точки зрения философии. Так игра «12 сентября» теоретика Гонзало Фраска - интеллектуальный эксперимент,  критика антитеррористической программы США. Или, к примеру, игра Fold-it внешне - головоломка. Но реально игроки работают с беками и протеинами -  этот кейс показал, что геймеры за 3 недели  расшифровали структуру одного из ключевых ферментов ретровирусов, к которым относится ВИЧ, и помогли ученым. 

Еще одна удивительная игра от разработчика Яна Богоста - Journey to the Wild Divine, в которой важную роль играют биометрические данные игрока и в которой можно помедитировать. 

Кстати 

Медиа, встретившие критику при появлении: 

Шекспировский театр 1599

Массовый роман 1604

Массовые газеты 1631

Кинематограф 1895

Радио 1898

Радио 1898

Телевидение 1930

Видеоигры 1972

Интернет 1977.