Портал sntat.ru решил выяснить, кто стоит за этими победами - почему одни становятся «умниками» и «умницами», а другие не могут получить на выходе из школы даже аттестат.

 

Прошлый учебный год республика по качеству образования окончила на «пять»: трое татарстанских учеников стали победителями международных олимпиад. Один из них ученик 131-го казанского лицея Алексей Садыков привез из Вьетнама серебряную медаль с Международной олимпиады по химии. Еще пару лет назад он и не думал, что серьезно будет заниматься этой наукой. А в восьмом классе преподаватель пригласила всех учеников в кружок по химии. Алексей тоже записался и в тот же год победил на городской олимпиаде. 

- У меня только бабушка врач, может, с ней интерес к химии как-то связан. Я до восьмого класса, пока этот предмет не появился, вообще о ней не знал. Тем более поступал в физико-математический лицей и не думал даже, что химией начну увлекаться, - рассказывает Алексей Садыков. 

Формула его успеха - трудолюбие. Каждый день Алексей занимался по три-четыре часа: из книжного плена друзья еле вытаскивали на улицу. Погонять в футбол позволял себе раз в две недели, да и то часок. Его братишка тоже делает успехи в химии, и преподаватель Альфия Хабибуллина не удивлена - за годы работы она давно поняла, что основной фундамент знаний закладывают в семье. 

- 90 процентов успеха детей зависит от родителей. У ребенка надо отобрать айпады с компьютерами, надо с ним заниматься, разговаривать, читать сказки. У нас большинство родителей как: включили ребенку какой-нибудь мультфильм или конфетку дали - лишь бы не приставал, - говорит директор 131-го лицея Казани Альфия Хабибуллина.

Разумеется, от школы тоже многое зависит. Именно преподаватели и должны раскрыть способности ребенка, заложенные родителями. Но далеко не во всех школах этим занимаются. В этом году 145 татарстанских выпускников не смогли набрать минимум баллов по ЕГЭ для получения аттестата, что уж говорить о раскрытии талантов. К примеру, в малокомплектной школе Пестречинского района в этом году был единственный выпускник - и тот не получил аттестат! 

- Интернетом обеспечены все школы. Система дистанционного образования открывает новые перспективы ребенку, - говорит директор общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И. Лобачевского при КФУ» Елена Скобельцына. - Может, в этой школе всего два сотрудника - директор и учитель. Вероятно, что они не обладают всеми способностями, которые позволили бы этому ребенку на сто баллов сдать предметы. Но ведь можно прикрепить к тому же дистанционному малому университету, сейчас множество дистанционных курсов, а уж сколько тренажеров по ЕГЭ! Только не ленись.

В табеле за прошлый год высшие баллы за качество образования получили Набережные Челны, Бугульминский район, Казань, Альметьевский, Нижнекамский, Лениногорский, Заинский районы. В числе отстающих - Бавлинский, Апастовский, Спасский, Алексеевский, Алькеевский, Дрожжановский, Буинский, Пестречинский и Верхнеуслонский районы.

И, как оказалось, сумма вливаний в школьников большого значения не имеет: ученики, на которых республика тратится меньше, показывают лучшие результаты. При этом от молодежи зависит будущее Татарстана - будет ли развиваться экономика через 20 лет и будет ли регион инвестиционно привлекательным. 

- Если завод делает некачественную продукцию, он банкрот. А эти дети, которые в том числе при нашей с вами поддержке, не получили аттестат - они банкроты, они не конкурентоспособны. Это не моя личная неприязнь к работе министров, это качество вашей работы, - оценил итоги работы органов образования президент Татарстана Рустам Минниханов. 

Другая проблема в том, что одаренные ученые уезжают. К примеру, после победы в международной олимпиаде Алексей Садыков стал студентом химфака МГУ, куда выпускника взяли без экзаменов. Вернется ли в Казань, парень не решил. Свое будущее он намерен связать с биохимией - мечтает разрабатывать лекарства. 

- В Москве решил учиться, потому что перспектив больше. Потом, может, за границу уеду, может, здесь останусь. Все-таки в России с наукой не слишком хорошо, не хватает оборудования или зарплаты зачастую не очень высокие. А за границей всё получше, может, - рассуждает Алексей. 

Повысить качество образования и избегать утечки мозгов - две основные цели поставил перед работниками образования президент Татарстана. Выпускников 122-й казанской гимназии Никиту Чернега и Алексея Волостнова, которые стали победителями Международной олимпиады по математике, Рустам Минниханов лично попросил после учебы в Москве вернуться в Казань. Но решать ведь всё равно им. Поэтому надо выяснить, что нужно великим умам, и создать условия для их работы, чтобы они хотели остаться на родине. 

- У нас огромное количество талантливых людей уезжают и к нам тоже много приезжают. Но надо анализировать, почему уезжают. Значит, мы недостаточно работаем с нашей молодежью, как сделать, чтобы они вернулись? Важно, чтобы они не только у нас учились, но и учились в Европе, Америке, Китае обязательно, это связующее звено для интеграции Татарстана в мировую экономику, - уверен президент Татарстана. 

Из каждого ребенка можно сделать великолепного специалиста.

Ведь так он не только будет заниматься любимым делом, но и вносить вклад в развитие республики. Но какие бы деньги ни вкладывал бюджет в образование, все-таки самые главные в жизни учителя - это мамы и папы. 

- Возможно, каждого ребенка можно сделать победителем олимпиады. Надо только заниматься и чтобы он обладал трудолюбием и мощной мотивацией, - говорит Елена Скобельцына. - Способности есть у всех, просто они не развиты. Надо терпения родителям, чтобы развивать интерес у чада. Именно не заставлять, а развивать интерес - это очень сложно, а развивать надо с самого рождения.