Казанцы отметили 82-летие со дня рождения замечательного писателя Василия Аксенова. В Дом-музей, где он раньше жил, позвали друзей, родственников, одноклассников и поклонников творчества.

 

Публике представили письма отца писателя - Павла Аксенова, найденные в подвале дома. В 30-е он возглавлял Казанский горсовет депутатов, был членом Татарского обкома КПСС. Почти 20 лет своей жизни  провел в лагерях после репрессий 1937 года. «Последняя вера» - так называется автобиографическая книга, в которой Павел Васильевич потом расскажет о своей нелегкой жизни.

Автор «Звездного билета» был поистине фонтанирующим творцом, хотя сам про себя говорил: «Я в хорошем смысле – графоман». Он мог написать пол сценария по дороге в поезде (хотя обычно черкал  по 5 страниц в день).

В 2007 года по инициативе мэра города Ильсура Метшина, в Казани отметили 75-летний юбилей писателя, который родился, провел детство и юность в столице. Участие принял давний друг писателя, Андрей Макаревич. Спустя 2 года впервые прошли мастер-классы литераторов, и заработал Дом-музей Василия Аксенова. Культурная программа продолжается ежегодно, правда более скромно, несмотря на то, что 5 лет назад писателя не стало.

Писателю не было и 5 лет, когда люди из НКВД забрали его из Казани и отправили в Кострому. Только благодаря дяде ему удалось вернуться домой. Отца арестовали за вредительство, бухаринские отклонения, но адвокат спас его от расстрела. Школу Аксенов закончил уже в Магадане, возле матери, которая  в 1947 году вышла из лагеря. 

Впервые он начал писать про конвои, подлодки, самолеты в 11-12 лет под впечатлением от батальных сцен «Войны и мира», в то время как началась настоящая война, а Казань стала авиационным центром страны.

Своим учителем Аксенов называл Валентина Катаева, хоть и считал его циничным, а на Хрущева смотрел с отвращением. В американских университетах литератор читал лекции о том, что время романа как жанра на исходе (с 1981 года он работал профессором русской литературы в Америке, после того, как лишился советского гражданства).  В США ему было присвоено звание Doctor of Humane Letters . В 2004 году писатель получил «Русского букера» за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки».

За два часа до мероприятия на Карла Маркса началась  репетиция, которой управляла руководитель музея Ирина Аксенова. Настроение старались создать меланхоличное.

В начале 5-го часа на 2-ой ряд пустого темного зала опустился Евгений Аладинский, сосредоточенно вчитываясь в листы бумаги. Через 10 минут появилась и директор музея, Ирина Аксенова, бойко осматривая помещение, поправляла висящие плакаты с фотографиями из архива. На интервью у нее было всего 3 минуты – слишком много дел.

Первым произведением, которое в юности она прочитала у мэтра – была повесть  «Коллеги» про 3 молодых выпускников медицинского института, разъезжающихся работать по распределению. По первому образованию, Василий Аксенов – тоже медик. Понравилась Ирине книга яркими образами и тем, что вышла не вовремя, вразрез со временем.

- Он был энциклопедистом советского периода, вот «Московская сага» про взаимодействие нескольких поколений - там настолько точно передается суть времени, - говорит Ирина.

На репетиции участники для простоты называют писателя Васей, Васей, без которого
не произошло «бы много чего значимого для нас с вами, нашего города, страны и даже больше».

- Мы встретились для того, чтобы лучше понять Василия Палыча, - сказали они в начале встречи зрителям.

Помимо вечеров, в музее идет исследовательская работа – как они себя называют, «домочадцы», встречаются с очевидцами, по крупице собирая бесценную информацию.

Студент, медик, стиляга, любитель джаза и сомнительных компаний - таким иллюстрирует будущего серьезного писателя  презентация.

Среди уникальных кадров - сочельник в гостях у Владимира Высоцкого - Марина Влади, Ахмадуллина и Мессерер, Эдуард Володарский, Всеволод Абдулов и другие блестящие герои 70-х. Были показаны фотографии Аксенова, выходящего из мастерской казанского  художника Аникеенка, встреча после возвращения гражданства с сыном Алексеем и отцом, Майя Аксенова - вторая жена и многие другие.

Вспоминая каждый год Василия Павловича, музейные работники традиционно  делились эмоциями, это же празднование решили посвятить идее обновления впечатлений - устроить  более глубокое знакомство с семьей. Концепция семейного альбома.

- Дом живой, здесь по-прежнему идут творческие вечера, воплотилась его мечта, - как один повторяют посетители музея.