Жаркая пора в Роспотребнадзоре уже больше полугода. Здесь получают шквал обращений от татарстанцев. Защитникам прав потребителей не дают продохнуть обиженные банками заемщики.

 

Казанец Денис Шамов в их числе. Недавно присмотрел себе дорогой смартфон. Оформил кредит, и прямо в салоне сотовой связи его оплачивал. Неприятности начались уже через месяц. Сначала магазин вовремя не перечислил его платеж. В итоге образовалась задолженность. Банк назначил штраф в 2000 рублей. То, что это произошло не по вине заемщика, кредиторы даже слушать не захотели.

- В салоне сотовой связи эти деньги мне, конечно, вернули. Но в банке не пошли навстречу. Сказали: оплачивайте еще раз минимальный платеж. А если снова просрочите, будете еще один штраф платить и  вплоть до внесения вас в черные списки неплательщиков, - рассказал корреспонденту портала sntat.ru Денис.

Ситуация вроде бы разрешилась, но беды заемщика на этом не закончились.

- Через какое-то время мне снова звонят: у вас долг. Я сначала даже не понял - думал, тот же случай обсуждаем. Говорю: им, что всё оплатил. А мне объясняют, что я задолжал уже какому-то другому банку! - вспоминает Денис. Оказалось, кредит на смартфон молодому человеку одобрили сразу два банка. И то ли в магазине ошиблись, то ли сам не доглядел, так и оформили сразу два кредитных договора  на один товар. На разбирательства ушло немало времени  и нервов. Да и своим рублем пришлось заплатить за чужие ошибки.

В Роспотребнадзоре этой истории не удивились. С начала года число таких обращений выросло в разы. Татарстанцы жалуются на кредиторов: скрытые комиссии печатают мелким шрифтом, постоянно меняют условия договора, а проценты повышают, как вздумается.

Положить конец финансовому беспределу должен был новый закон о потребительском кредите. Документ вступил в силу в прошлом месяце. Согласно ему, непрозрачные схемы займов больше не пройдут. Юристы считают это важным шагом в деле защиты потребителей. 

- Мы получали большое количество жалоб от граждан, что порой они сами не знают, какая полная стоимость кредита будет в конце. Возрастают процентные ставки, в них включают другие разные платежи, страховые премии, еще какие-то услуги. Вот этот закон как раз регулирует все эти отношения, - поясняет начальник Управления министерства юстиции России по Татарстану Гульнара Сергеева.

Чаще всего татарстанцы жалуются на навязывание страховых услуг. Банки часто грешат в этом вопросе. Хотя теперь по новому закону они обязаны предоставить заемщику возможность получить деньги пусть на менее выгодных условиях, но, уже не страхуя свою жизнь и здоровье.

Кроме того, все кредитные договоры теперь должны оформлять на специальных бланках. И вся информация по погашению займа должна печататься единым шрифтом - никаких приписок мелкими буквами на последних страницах. Полная стоимость кредита будет указана в правом верхнем углу документа. 

Что касается процентов, максимально допустимую ставку рассчитает Банк России. Превышать ее нельзя, так что больше кредиторы не смогут начислять заоблачные комиссии. Кроме того, у заемщика появилось право передумать.

- Потребитель имеет право в течение 14 дней вернуть сумму кредита. И предварительно не уведомлять об этом кредитора. Ему придется выплатить только проценты за пользование займом, - комментирует изменения в кредитном законодательстве начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Татарстану Ирина Ахметшина.

Еще одна изменение касается штрафов за просрочку платежа. Больше банки не смогут брать эти суммы с потолка. Пенни не должны превышать 20% годовых. Если же вы приобрели товар в рассрочку, а он оказался с браком или некачественным, можно смело требовать вернуть деньги. Не только полную стоимость кредита, но и проценты, и другие платежи по нему.